Угрешский монастырь мощи николая. Николо-Угрешский монастырь: дом святителя Николая

Духовные и нравственные искания заставляют людей отправляться в паломнические поездки, в которых они открывают для себя не только новые страницы истории, но и становятся ближе к вере и Богу.

Николо-Угрешский монастырь: история основания

Русская земля богата духовными памятниками - монастырями, церквями и соборами, колокольнями и целыми храмовыми комплексами. И порой выбрать какой-то из них бывает очень сложно. Но тем, кто не жалеет времени и сил, нужно обязательно посетить Николо-Угрешский монастырь (город Дзержинский). Данная обитель была построена по велению Дмитрия Донского в 1380 году. По преданию, на месте будущего монастыря князю явился образ самого святителя Николая Чудотворца. В то время Дмитрий Донской готовился к битве с войском Мамая и находился со своими соратниками недалеко от Москвы, всего в 15 км. Молящемуся князю святая икона была ниспослана небесами. После известной исторической битвы на окончившейся победой русских войск, Дмитрий вернулся на святое место, некогда даровавшее ему икону Николая Чудотворца, и нарек его Угрешей. После этого князь повелел основать здесь храм в честь святого Николы, который и по сей день принимает сотни паломников со всех концов мира.

Считается, что первоначально собор был возведен из дерева. Именно он был сожжен крымским ханом в 1521 году. Каменная постройка появилась намного позже, уже во время правления Василия Великого.

Путешествие святого образа

Николо-Угрешский мужской монастырь уже с первых дней основания находился на особых правах. К примеру, Иван Грозный полностью освободил его от всевозможных пошлин на необходимые товары по всей Руси.

Именно поэтому служители монастыря часто обращались к щедрому царю за помощью. Однажды они попросили Ивана Грозного отреставрировать тот самый святой образ Николая Чудотворца, который был дарован Дмитрию Донскому перед битвой. По велению царя икона была отправлена в Москву. Образ прошел по Вятке, Каме и Москве. Реставрацией занимался сам святой Макарий. По окончании работ икону отправили обратно в монастырь, а точная её копия хранилась в столице.

Угреша в смутное время

Смута для Руси стала временем упадничества, растерянности, неуверенности в будущем. В тот период Угреша становится прибежищем лжецарей и их приближенных - Лжедмитрия 1, скрывавшегося от гнева Бориса Годунова; тушинского вора и Марины Мнишек, объявившей своего мужа единственным русским престолонаследником.

В период польской интервенции Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь являл собой место сбора под предводительством Минина и Пожарского.

Таким образом, Смутное время стало периодом испытания для Угрешской обители, которая нередко терпела грабежи даже от самих русских ополченцев.


Династия Романовых и Угреша

При первом царе из династии Романовых Михаиле, избранном на престол в 1613 году, монастырь переживал стадию расцвета. За все время своего правления государь посещал обитель 9 раз, в основном в день памяти Николая Чудотворца. Монастырь, став духовным прибежищем царя, получил от него различные привилегии: освобождение торговли от таможенных поборов, право владения рыбной ловлей в Нижнем Новгороде. За время своего правления Михаил преподнес обители множество подарков, всячески содействовал ее процветанию. Его сын, Алексей Тишайший, также продолжил традицию отца, отправляясь в пешие походы в Угрешу весной и всячески заботясь о монастыре.

Тяжелые времена

Период упадка монастыря приходится на конец 17 - начало 18 века. Это время знаменуется правлением императора Петра I. Давно забыв традиции своих предков, он превращает обитель в место содержания преступников и их казни. Появление Синода негативно сказывается на состоянии монастырей, в том числе и Угрешской обители. Оставленная без царского попечения, оно заметно оскудевает - уменьшается количество монашествующих, а вновь пришедшие послушники нередко совершают неблаговидные поступки. К середине 18 века в Угрешу стали помещать умалишенных и людей, имеющих физические недостатки и увечья. Храмовые комплексы монастыря постепенно ветшали, а средства на их реставрацию выделялись минимальные. Особенно тяжелым для обители был период правления императрицы Екатерины I, которая провела реформу секуляризации монастырских земель. Общая духовная атмосфера в Угреше ухудшалась, чему способствовала частая смена настоятелей, некоторые из которых заслужили дурную славу во время своего наместничества. Казалось, уже ничто не сможет помочь возрождению священной обители, некогда основанной по желанию самого Николая Чудотворца...


Словно птица Феникс

Свое возрождение Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь начал в 30-х годах 19 века после назначения настоятелем Игнатия Брянчанинова, впоследствии причисленного к лику святых. Несмотря на то что фактически он не успел приступить к руководству Угрешей, Игнатий смог серьезно повлиять на ее дальнейшее материальное и духовное восстановление. По его рекомендации настоятелем монастыря становится игумен Иларий. Благодаря его активной деятельности духовная жизнь начала возрождаться. Иларий тщательно следил за соблюдением установленного аскетического устава и увеличил количество монахов до 20 человек. В период его наместничества обитель обрела нескольких благотворителей, на денежные средства которых был расширен Успенский храм, достроены некоторые корпуса.

Период правления Илария был действительно плодотворным. После его смерти место настоятеля занял Пимен, который продолжил дело почившего наместника. Преподобный Пимен смог открыть при монастыре училище для крестьянских детей. Во время войны настоятель организовал на территории Угреши богадельню, в которой принимали раненых с поля боя. Вплоть до начала революции 1918 года в монастыре текла тихая и размеренная жизнь.


Испытание переменами

Так же, как и многие православные комплексы России, Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском был закрыт даже после многочисленных попыток настоятеля Макария и братии сохранить обитель. На его месте был основан приют для беспризорников. Во время войны пришлось снести колокольню Николая, которая могла бы стать хорошим ориентиром для фашистских самолетов. В 80-е годы на территории Угреши открыли венерологический диспансер, который был ликвидирован в 1990 году. А через несколько месяцев, в декабре, была совершена первая за эти годы служба в день памяти Николая Чудотворца. Именно с этого момента начинается второе рождение данного православного комплекса.

Экскурсия по обители

Знаю богатую историю монастыря, истинной жемчужины и духовного оплота народа, осматривать его достопримечательности вдвойне интересно.

На территории обители находится 13 храмовых комплексов и более 20 дополнительных построек - башен, часовен, корпусов и т. д. Начать экскурсию можно с центрального сооружения - Спасо-Преображенского собора. Прекрасный храм с 5 куполами являет собой образец архитектуры 19 века. Он был специально построен к 500-летию создания монастыря. Именно в нем хранит Николо-Угрешский монастырь мощи преподобного Пимена и святой образ Николая Чудотворца. Кроме того, здесь находится точная копия иконы Федоровской Божией Матери, к помощи которой прибегают матери и женщины, готовящиеся к родам.

Никольский собор - это самая древняя часть всего православного комплекса, относящаяся к 14 веку. Считается, что именно на ее месте находился деревянный храм, построенный в честь Николая Чудотворца князем Дмитрием Донским. Появление каменной постройки связывают с пожаром, в котором сгорел первоначальный собор. Сейчас в этом храме находится часть древа от креста, на котором был распят Иисус Христос. Также вы можете помолиться перед списком иконы Николая Чудотворца, совершившей немало чудес.


Успенский собор, отличающийся своей величественностью, хранит мощи множества святых. В этом храме можно приложиться к нетленным останкам великомученика Пантелеймона, способного исцелять физические и духовные болезни по молитвам людей; Сергия Радонежского, помогающего в трудах и учебе и любых благих начинаниях; блаженной матушки Матроны, продолжающей помогать людям и после своей земной кончины, Симеона Верхотурского и многих других.

Находясь на территории монастыря, обязательно посетите собор «Всех скорбящих радость». Вы можете узнать его по 5 куполам, расположенным на крыше в виде шатра. Ранее в нем хранились древнейшие и Пресвятой Девы, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней, так как в 20-е годы храм разграбили и закрыли.

Пройдя от данного собора вдоль хозяйственного двора, вы очутитесь около церкви, построенной в честь Казанской Божьей Матери. Небольшой комплекс с 5 куполами, оканчивающимися ажурными крестами, был возведен в конце 19 века на деньги благотворителей. Так же, как и другие соборы, он был разрушен, а затем восстановлен только в начале 2000-х годов.

Кроме крупных комплексов, Угрешский монастырь хранит в своих стенах и небольшие постройки, например, часовни в честь Николая Чудотворца и Матери Божией. А недалеко от монастырского пруда и собора, построенного в честь преподобного Пимена, находится часовня Страстей Господних. Данное строение было возведено в начале 2000-х годов по задумке одного из насельников монастыря. Часовня построена в древнерусском стиле. Она находится на небольшом холме, который символизирует Голгофу - место страданий Иисуса. Внутри белокаменной часовни расположили крест, напоминающий о великой жертве Спасителя.

Собор Преподобного Пимена, находящийся около водоема, очень схож с известным храмом Покрова на Нерли - золотой купол возвышается над белокаменными стенами, прекрасными в своей строгости.

Также на территории монастыря расположены Петропавловский храм, Палестинская стена и другие комплексы.

Как добраться до обители

Если Вас заинтересовала история Угреши и вам хочется проникнуться жизнью монастыря, перенесшего тяжелые испытания временем, нужно обязательно побывать здесь. Угрешская обитель находится в г. Дзержинский Московской области. Доехать до православного комплекса можно следующим путем: от м. Кузьминки на автобусе вы сможете добраться до города всего за 20 минут, и перед вами откроется Николо-Угрешский монастырь. Как доехать, вы теперь знаете. Кроме того, вы можете побывать на воскресной или праздничной службах, таких как престольный


Роль Угрешского монастыря в жизни современной России

Множество испытаний не смогли сломить духовной стойкости Угрешской обители. Периоды упадка и небывалого расцвета, полнейшее разорение и дальнейшее возрождение сплели судьбу Угреши. В новом тысячелетии Николо-Угрешский монастырь продолжает играть одну из главных ролей в православной жизни нашей страны. Сам патриарх Кирилл несказанно радуется глубокой вере людей, благодаря которой монастырские руины превратились в прекрасный храмовый комплекс города Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь стал настоящим духовно-образовательным центром Подмосковья. Об этом свидетельствуют находящиеся на территории храма музеи. Например, те, кто интересуется православной культурой или историей РПЦ, могут посетить музей-ризницу, в котором хранится множество и старинных предметов. Здесь можно увидеть древние иконы в позолоченных окладах, Евангелие в серебряной обложке и даже монеты времен Древней Руси. Экспонаты были собраны благодаря жертователям. Так, например, Угрешский монастырь смог обрести уникальную коллекцию, посвященную семье Николая II, причисленного к лику святых. Собранная буквально по частицам - книги и фото, сервизы и иконы - она чудесным образом попала в обитель. Данный музей открыт для посещения паломников.

Значимые праздники монастыря

Как любой православный комплекс, Николо - Угрешский монастырь в Дзержинском чтит память многих святых на ежедневных службах и воскресных литургиях. Но наиболее значимыми среди них считаются следующие дни:

  • Память Николая Чудотворца.
  • Иконы "Взыскание погибших", "Всех скорбящих радость", "Знамение", "Влахернская".
  • Память Василия Исповедника, Сергия Радонежского, Марии Египетской и др.
  • Преображение Господне, Вознесение и другие двунадесятые праздники.


Православным, глубоковерующим людям стоит посетить Николо-Угрешский монастырь. Фото,которые вы можете сделать, находясь в его стенах, запечатлят истинную красоту величественного комплекса. Угрешу нужно увидеть воочию, прикоснувшись к дрейней истории таинственной Руси, прочувствовать божественную атмосферу, помолиться перед чудотворной иконой и приложиться к мощам святых. Монастырь - это духовный лечебник, поэтому его посещение всегда идет людям лишь на пользу. И пусть обитель Святого Николая станет для вас духовным прибежищем и спасением, местом, где вы сможете позабыть о мирских заботах и трудностях.

б присутствии mm

Чтобы поклониться мощам Святителя Николая, можно поехать в итальянский город Бари. А можно - в Николо-Угрешский монастырь.

Помимо икон, в Николо-Угрешском монастыре есть и другие святыни. В Преображенском соборе находится частица ризы Пресвятой Богородицы, а также частица мощей Святителя Николая и мощи прп. Пимена Угрешского. После восстановления родного монастыря отца Пимена его мощи были перенесены в Спасо-Пре-ображенский собор и после прославления святого заняли свое место под украшенной сенью в серебряной раке. Поклониться им - равно как и мощам Святителя Николая - ежедневно приходят верующие. Во вторник, за вечерним богослужением, перед мощами прп. Пимена читается акафист. В четверг читается акафист перед мощами Николая Чудотворца.

В Никольском храме находится часть Животворящего Креста Господня. Но наибольшее количество святынь - главным образом, частицы мощей - хранится в Успенской церкви. Среди них - мощи таких святых, как преподобная Евфросиния Полоцкая, святитель Тихон Задонский, великомученик Георгий Победоносец, святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Силуан Афонский, святитель Григорий Богослов, великомученица Варвара, апостол Андрей Первозванный, преподобный Сергий Радонежский, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Антоний Римлянин. Кроме того, в особом ковчеге собраны частицы мощей Киево-Печерских святых.

Великое благо - возможность поклониться мощам стольких святых, собранным в одном месте. Невольный трепет испытывает душа, находясь рядом с останками людей, так сильно возлюбивших Бога. Некоторые же из них возлюбили Его «даже до смерти» - то есть приняли мученический венец. И, конечно, почитание святых мощей не есть «язычество», а есть выражение любви к тем, кого облекала некогда плоть, ставшая мощами. Собственно, говорится об этом уже на протяжении многих веков. Вот что писал своему

Вверху: Патриарх Алексий II перед ковчегом с мощами Святителя Николая.

В центре: Ковчег с мощами сет. Игнатия (Брянчанинова).

Справа: Рака с мощами прп. Пимена Угрешского находится в Преображенском соборе.

оппоненту по этому поводу прп. Исидор Пелоусиот в начале V века: «Если соблазняет тебя, что ради любви мучеников к Богу и за их постоянство чествуется нами прах мученических тел, то спроси у тех, которые получили от них (мощей) исцеление, и дознай, в каких страданиях подают они врачевания. Тогда не только не будешь смеять

ся над тем, что делается, но, конечно, и сам поревнуешь исполняемому».

Иные святыни, обретающиеся в Успенской церкви, не менее примечательны, чем мощи святых. Это, прежде всего, части Гроба Господня и Гроба Пресвятой Богородицы. И, конечно, перечень здешних святынь был бы неполон без частицы ризы Святителя Николая.

Николо-Угрешский монастырь – это старинный монастырь с более чем шестивековой историей, в котором сохранились постройки с 17 века, и в настоящее время он является жемчужиной среди московских обителей. Откуда бы мы ни подошли к нему, как бы ни взглянули на него, он кажется нам удивительно удачно вписавшимся в окружающий ландшафт. Притягательными для всех, кто когда либо хоть раз видел эту обитель являются: колокольня с боем курантов, купола Преображенского собора, монастырский пруд и причудливая «Палестинская стена» («Одно из наиболее оригинальных сооружений второй половины XIX века. В архитектурных формах стены использованы мотивы изображения городов в произведениях древнерусской живописи», - гласит сохранившаяся на плите надпись). Стены монастыря свидетельствуют о прошлом, о событиях, которые пришлось им повидать, о личностях, связанных с историей обители.

Появилась Николо-Угрешская обитель в 14 веке на том месте, которое, по преданию, «угрело сердце» великого князя Московского, святого благоверного Димитрия Ивановича Донского. Когда, получив благословение прп. Сергия Радонежского на битву, Дмитрий Донской остановился на ночлег и совершал моление, то в утешение ему, на дереве явился образ Святителя Николая Чудотворца, и слышан был ободряюще-вдохновляющий глас. Именно там, в 1380 году, в Благодарность Господу и Николаю Чудотворцу за победу в Куликовской битве, был основан Николо-Угрешский монастырь. На месте моления Дмитрия Донского - появился источник чистейшей родниковой воды, который радует всех приходящих к нему и по сей день.

История Русского государства, сложная и многообразная, бурно развивающаяся, богатая людьми и событиями, оставила свой отпечаток на обители Святителя Николая на Угреше. С тех давних времен и до 21-го века, монастырь пережил довольно много различных событий. Как и многие другие монастыри Подмосковья, Угрешский монастырь не раз разрушался и снова отстраивался на протяжении всего своего существования. В 1521 году был сожжен полностью крымским ханом, но снова восстановлен в течение нескольких десятилетий. В восемнадцатом веке, с переводом столицы в Санкт-Петербург, монастырь потерял свое значение, и поднимался вопрос о его упразднении. В середине 19 века монастырь пережил небывалый рассвет, тогда же были построены величественный Преображенский собор и Палестинская (Иерусалимская) стена. В советские годы монастырь был опять разорен. На территории Угрешской слободы находилась трудовая коммуна, к закрытию которой в 1938 году насчитывалось порядка 14 тысяч человек. Многие монастырские постройки были снесены, монастырское кладбище было осквернено и ликвидировано. Но милостью Божией, в конце 1990 года в обители появились первые монахи и снова началось восстановление монастыря.

Святыни Николо-Угрешского монастыря.

В настоящее время, главными святынями обители являются: частица мощей святителя Николая, переданная обители в 2000 году из монастыря св. Иоанна Предтечи, что на острове Пелопоннес, а также мощи преподобного Пимена Угрешского, которые находятся в Спасо-Преображенском соборе. Кроме того, в соборе располагаются: чтимый список образа Божией Матери «Взыграние» и копия чудотворной иконы Божией Матери «Феодоровская». Во время богослужений, в соборе, для молитвенного поклонения из алтаря износится ковчег с частицей ризы Божией Матери и мощевик, в котором собраны частицы тернового венца Спасителя и мощей святых апостолов. На правой храмовой колонне собора находится большая почитаемая икона «Всех Угрешских святых». С лета 2014 года, от этой иконы началось обильное мироточение, которое продолжается до сих пор.

В Успенском храме расположен чтимый список «Тихвинской» иконы Божией Матери, переданный возрождающемуся монастырю в 1992 году, как знак патриаршего благословения. В храме хранятся частицы мощей святых угодников Божьих: святого Иоанна Предтечи, великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона, священномученика Антипы Пергамского, святителя Игнатия Кавказского, святителя Иннокентия Пензенского, святителя Иосифа Астраханского, преподобного Германа Аляскинского, праведного Симеона Верхотурского, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, преподобного Сергия Радонежского, преподобных отцов Киево-Печерских, блаженной Матроны Московской, святой Людмилы Чешской, и многих других святых.

В Никольском соборе помещен список с чудотворного «Угрешского» образа святителя Николая, чтимая икона Божией Матери «Влахернская» с частицами мощей святых угодников Божьих, а также частица древа Креста Господня.

Кроме того, обитель славится двумя музеями: Музеем – ризницей и Музеем Императора - страстотерпца Николая II и царской семьи. Первым в монастыре был открыт музей-ризница, в котором хранятся различные церковные древности и предметы искусства. Настоящим событием для всего Подмосковья стала передача весной 2008 года А.В. Ренжиным собранной им коллекции, посвященной Императору-страстотерпцу Николаю II и его семье. В этом музее можно посмотреть и ознакомиться с уникальным собранием документов и различных предметов, повествующих о жизни царской семьи и России на протяжении XIX-XX вв.

Посещение Николо-Угрешской обители оставляет в памяти паломников яркое, теплое и неизгладимое впечатление, а еще желание снова и снова побывать в этом историческом святом месте.

Николо-Угрешский монастырь — старинную обитель, основанную, по преданию, в 1380 году Дмитрием Донским — называют «Московской лаврой». Важнейшие святыни монастыря — частица мощей святителя Николая Чудотворца, мощи святого Пимена Угрешского, чудотворная икона Божией Матери Тихвинской — ежегодно привлекает в город Дзержинский десятки тысяч православных паломников со всей страны.

По преданию, название монастыря происходит от глагола «угреть», то есть «согреть»: где-то здесь Дмитрию Донскому, выступившему в поход, явился образ Николая Чудотворца. Чудесное явление иконы согрело сердце князя, и место назвали Угрешей. «Угрешский монастырь в городе Дзержинском» — конечно, звучит странновато. Объяснение странности простое: город образовался уже после закрытия монастыря, когда в его стены вселили трудовую коммуну для бывших беспризорников имени Дзержинского. Адрес монастыря еще более парадоксален: город Дзержинский, площадь, площадь Святителя Николая. А сама обитель похожа не на суровый средневековый монастырь, а скорее на сказочную белокаменную крепость с башенками, резными узорами и непробиваемыми на вид стенами.

Московская область. Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь. Фото: Екатерина Зель / сайт

Внутри, за монастырскими воротами — другой мир, контрастирующий с улицами насквозь советского подмосковного городка. От красоты убранства Спасо-Преображенского собора захватывает дух, а в трапезной можно отлично отобедать, уложившись в сто рублей.

Московская область. Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь. Фото: Екатерина Зель / сайт

На территории монастыря степенно вышагивают монахи, храмы полны прихожан, преисполненных богобоязненного благоговения. По ухоженным тропинкам гуляют дзержинские мамы с колясками, подросшие детишки в большом количестве гоняют голубей, тоже в большом количестве. Наверное, так и должно выглядеть место, согревающее сердце.

Московская область. Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь. Фото: Екатерина Зель / сайт

На территории Николо-Угрешского монастыря расположено в общей сложности более десятка соборов, храмов и часовен. Древнейший из них — Никольский собор, который существовал уже в конце XIV века. Он горел, на протяжении столетий его несколько раз перестраивали, закрывали, пока в 1940 году не разобрали совсем. В начале 2000-х собор было решено восстановить, и к 2006 году воссозданный храм был освещен.

По возрасту, но не по размеру ему уступает Спасо-Преображенский собор — самый большой на территории обители, возведенный по проекту Александра Каминского, автора первого здания Третьяковской галереи . Храм русско-византийского стиля был заложен в 1880 году, в год 500-летия монастыря, и завершен к 1889 году, но внутренняя отделка продолжалась вплоть до середины 1890-х. Высота центрального купола − 68 метров, вместимость − до 7 000 человек. После закрытия монастыря в 1925 году собор сильно пострадал: были снесены главы, пробиты окна, пристроены межэтажные перекрытия. Современные работы по восстановлению храма проходили с 1991-го по 2000 год. Был установлен новый резной иконостас с иконами, написанными палехскими мастерами.

Московская область. Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь. Фото: Екатерина Зель / сайт

Поразительный архитектурный памятник — северная монастырская стена, получившая название Палестинской, или Иерусалимской. Эта длинная резная стена представляет собой символическое изображение небесного Иерусалима. В ее проектировании тоже принимал участие Александр Каминский.

Местные особенности

Помимо религиозных объектов, в монастыре есть два светских музея. Первым был открыт Музей-ризница, где хранятся различные церковные древности и произведения искусства. Другой не имеет прямого отношения к церкви: важным событием в жизни города Дзержинского, да и всего Подмосковья, стала передача монастырю коллекции московского реставратора Александром Ренжиным, посвященной императору Николаю II и его семье. Это произошло весной 2008 года. Уникальное собрание документов и различных предметов детально иллюстрирует и русскую жизнь на рубеже веков, и жизнь царской семьи в частности. Музей-ризница и Музей императора Николая II открыты для посещения ежедневно.

При монастыре работают Детская творческая студия «Сфера», Музыкально-хоровая студия и Военно-патриотический клуб «Дозор». Подробнее о кружках, а также о социальной и миссионерской деятельности монастыря, о паломничествах и экскурсиях можно узнать на официальном сайте обители .

Добраться до монастыря можно на общественном транспорте до остановки в Дзержинском «Площадь Святителя Николая»:
- от станции метро «Кузьминки» — автобус 470;
- от станции метро «Люблино» — автобус 305;
- от платформы «Люберцы» — автобусы 20 и 21;
- от Казанского вокзала до платформы «Люберцы», далее автобусы 20 и 21.
Или на автомобиле до площади Святителя Николая: после Мега Белая Дача — поворот направо с Новоегорьевского на Дзержинское шоссе, далее прямо по улице Академика Жукова до монастыря.

История

Принято считать, что Николо-Угрешский монастырь был основан в 1380 году князем Дмитрием Донским, хотя письменных свидетельств тому не сохранилось. Трудно сказать, как выглядела обитель в первые годы своего существования, но по аналогии с другими монастырями того периода можно предположить, что постройки были деревянными.

Первое документально подтвержденное событие: в 1519 году Николо-Угрешский монастырь посетил великий князь Василий III Иванович, о чем сохранилась запись в летописи, которую приводит Карамзиным. Вполне возможно, что московские правители и ранее посещали монастырь, однако никаких письменных свидетельств об этом не сохранилось.

Московская область. Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь. Фото: Екатерина Зель / сайт

В 1521 году обитель была сожжена крымским ханом Махмет-Гиреем, и в 1545 году заново отстроенный монастырь посетил государь Иоанн IV. В 1567 году Иван Васильевич, хоть и слыл Грозным, освободил Угрешу от таможенных пошлин на монастырские товары по всему государству. В XVI веке угрешские игумены пользовались немалым уважением в высших кругах русского общества, участвовали в государственных делах и были почти постоянными участниками церковных и Земских соборов.

XVII век принес Николо-Угрешской обители тяжелые испытания — в Смутное время монастырь вновь оказался в центре исторических событий. Так, в феврале 1602 года Лжедмитрий I, спасаясь от гнева Бориса Годунова, бежал из Чудова монастыря именно в Угрешу.

С восшествием на престол в 1613 году царя Михаила Федоровича Романова для обители наступил период расцвета. Впервые царь приехал в Угрешу в 1614 году и затем не раз бывал здесь. Преемник Михаила Федоровича, царь Алексей Михайлович, также благоволил Угрешской обители.

Юный Петр I в Николо-Угрешском монастыре был трижды, причем два последних визита он совершил на ботах и на яхте под парусом. В 1698 году Никольская обитель стала одной из тюрем для мятежных стрельцов, выступивших против Петра. Позже, вместе с изменения в политической жизни империи, монастырь лишился царского покровительства, потерял льготы по таможенным податям и сборам. Поток паломников уменьшился, и обитель постепенно приходила в упадок. В конце XVIII — первой половине XIX веков на Угрешу часто отправляли проштрафившихся монахов. Однако, несмотря на общее ухудшение материального положения, духовная жизнь в монастыре все-таки продолжалась.

Московская область. Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь. Фото: Екатерина Зель / сайт

В 1803-1815 годах в обители сменилось шесть настоятелей, но фактически всем управлял иеромонах Амвросий, к которому благоволил митрополит Московский Платон. Амвросий оставался на Угреше и во время нашествия французов в 1812 году, когда в стенах монастыря стоял один из отрядов захватчиков.

В 1834 году братия Николо-Угрешского монастыря сократилась до десяти человек, из которых монашествующих было лишь шесть. Обитель пребывала в крайнем запустении, даже речь шла о закрытии, пока монастырь не возглавил игумен Иларий, занявший эту должность на восемнадцать лет — с 1834-ого по 1852 год. Новый настоятель реорганизрвал захиревшую монастырскую жизнь, стал следить за тщательным исполнением устава, сам был весьма строг и выдержан в аскетической жизни. За время игуменства Илария число братии в Угреше возросло до двадцати двух человек. Обитель постепенно возродилась и духовно, и экономически. Появились благотворители, которые жертвовали средства на благоустройство монастыря.

После того, как игумен Иларий ушел на покой, управляющим был назначен иеромонах Пимен, позже возведенный в сан архимандрита. Число братии росло: в 1865 году их было 48 человек, а в 1867 — 94 человека. В 1870 году решением Святейшего Синода штат монастыря увеличили с 12 человек до 92. А уже к 1875 году в обители было уже 130 человек. Николо-Угрешский монастырь вступил в период своего второго расцвета.

После Октябрьской революции на долю нового Угрешского главы, архимандрита Макария, выпали нелегкие испытания. Он управлял монастырем и в период его расцвета, когда на Угреше более 150 насельников, и в годы Первой мировой войны, когда многие послушники были призваны на фронт, и на заре советской власти, когда обитель терпела всяческие притеснения. Почти 10 лет после 1917-го монашеская жизнь и богослужения продолжались, несмотря на соседство с детской колонией Наркомфина, созданной на территории монастыря в 1918 году.

В 1924 году на Угреше открылся Красный Детский городок МОНО, куда входило четыре детских дома. В 1927-м на территории монастыря образовали трудовую коммуну № 2, находящуюся в ведении ОГПУ. Туда перевезли 1 300 беспризорников. В 1936 году колонии присвоено было имя Феликса Дзержинского. Все храмы бывшей обители были окончательно разорены и переоборудованы под жилые и административные здания. В 1940 году разобрали Никольский собор, а в начале Великой Отечественной войны — верхние ярусы колокольни. Опасались, что высокая постройка может стать ориентиром для фашисткой авиации. Реставрационные работы по восстановлению обители начались лишь в 1970 году и велись крайне медленно.

Нагатинскую набережную Москвы-реки ждёт капитальный ремонт.

0 0 0

Сладкий День города прошёл в Одинцове

Более 1500 тысяч человек попробовали юбилейный торт в честь Дня города Одинцово.

0 0 0

На поезде со своим автомобилем в Казань

Вагон-автомобилевоз начал курсировать в составе поезда № 23Г/24М Москва – Казань.

0 Ожившая Бородинская битва

Около 1,2 тыс. человек из семи стран приняли участие в реконструкции Бородинского сражения.

0 0 0

Ручную кладь введут в правовое поле

Минтранс определил перечень вещей, которые позволят брать на борт самолёта бесплатно.

0 0 0

600 лет стоит на земле русской Николо-Угрешский мужской монастырь. Что только не повидал он, что только не пережил, однако, все горести и радости храма этого всегда были связаны со столицей, ведь расположен монастырь совсем близко к Москве, особенно к современной Москве. Когда то между столицей и территорией монастыря было расстояние в 15 вёрст, но сейчас эта граница практически стёрта.

История Угрешского монастыря начинается с 1380 года, когда всем известный князь Дмитрий Донской со своим войском решил сделать остановку с целью отдыха на этой территории. Тут Дмитрию Донскому явилось видение в облике Святителя и Чудотворца Николая. Это видение заставило Донского с новой силой поверить в свои возможности, и сказал он тогда: » сия вся угреша сердце мое». Так место, где отдыхал Донской, стало называться Угрешами.

Когда Дмитрий возвращался с победою на Куликовской битве домой, приказал он начать строительство храма во имя Святителя Николая, что даровал ему доброе видение. И было записано в книге монастырской сие изречение: «И воздвигну ту обитель славну, и удовольствоваю к пропитанию всем потребным нескудно».

Так сказочно началась история монастыря, однако, «жизнь» его вблизи столицы не обещала спокойствия и тишины. Так он стойко переносил пожары и разорения, а потом, благодаря добрым людям восстанавливался и хорошел.

Фактором, обуславливающим развитие монастыря была его тесная связь с царской Семьёй. Так, когда московские цари направлялись в дворцовое село Острово, они обязательно совершали «угрешский поход» в храм всей семьёй. Так, за время правления царя Михаила Федоровича Романова, было совершено тринадцать таких походов, а сын его Алексей девять раз «ходил» в сей монастырь. Как раз в один из таких «Алексеевых походов», что состоялся 11 июля 1668 года, монастырь посетили три патриарха: Антиохийский Макарий, Московский Иоасаф и Александрийский Паисий. Было это грандиознейшим событием.

Видал Николо-Угрешский мужской монастырь и татаров, и литовцев, и французов. При набеге хана Махмет-Гирея на столицув 1521 году, монастырь горел и был сожжен дотла. Однако обитель снова встала на ноги спустя несколько десятилетий. В 1611 году монастырь был местом сбора полков Прокопия Ляпунова и Иван Заруцкого. Оттуда они направлялись на Москву, что была в то время под поляками.

18 век был трудным для монастырей в общем целом и в частности для Угреши. Разруха и запустение взяли верх над былой роскошью. Так, в 1833 году при монастыре было лишь только 6 человек.

Всё шло к закату существования обители, но игумен Иларий, постриженик Соловецкого монастыря, и преподобный Пимен нашли в себе силы начать возрождение монастыря. Они стали теми людьми, что начали период восстановления храма. Так, примерно полвека, начиная с 1840 года монастырь строился и обновлялся. Появлялись новые строения и перестраивались старые. Всё это способствовало новому расцвету монастыря.

Самым знаменательным событием было строение Преображенского собора. Собор строился с 1880 по 1894 год и был он спроектирован архитектором А.С. Каминским.

Но как только небо над головой монастыря стало вновь кристально чистым, к власти пришли большевики и вновь пришла эпоха бедствий и несчастий церквей Всея Руси. Вновь разруха, пустошь и полный разлад, как в замкнутом круге.Только в 1990 году в обитель пришли первые монахи. В настоящее время там 19 монахов и 14 послушников.В 1998 году открыли Духовное училище, которое через год было преобразовано в Николо-Угрешскую Семинарию. Монастырь получает статус Ставропигиального храма, то есть того монастыря, что находится под покровительством Патриарха Московского Алексия II. Ну, а наместником обители был назначен архимандрит Вениамин (Зарицкий).

Николо-Угрешский монастырь – это не просто строение, это прекраснейший памятник архитектуры, являющийся звеном монастырской цепи Московской области.

Монастырь этот славится как элементами своего строения, так и наличием образов ценных, да мощами священнослужителей важных.

Итак, известные строения Николо-Угрешского мужского монастыря.

error: