Свято-троице-макарьево-желтоводский монастырь.

Макарьевский женский православный монастырь, находящийся на левом берегу Волги в , имеет полное название «Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский монастырь». Его он получил в честь своего основателя святого Макария, а «желтоводский» добавилось благодаря Желтому озеру, на берегах которого эта святая обитель и была заложена. Более точный адрес Макарьевского монастыря: Нижегородская область, Лысковский район, поселок Макарьево.

Теперь, когда вы знаете, где находится Макарьевский монастырь, можно смело переходить к рассказу о нем.

Немного истории

Макарьевский монастырь был основан в 1415 году (данные Нижегородской епархии), но простоял недолго. В 1439 году весь монастырский комплекс разворовали, а затем сожгли татары. Основателя Макария забрали в плен, хотя спустя некоторое время отпустили, взяв с него слово не восстанавливать монастырь на старом месте.

Макарий сдержал его и возвел свой новый монастырь на реке Ужне. И лишь в 1620 году началось восстановление первого сожженного монастыря. На монастырских землях устроили Макарьевскую ярмарку, а за счет средств, поступавших с нее, проводили основные работы по возведению монастыря. Спустя десятки лет ярмарка переехала, и монастырь был признан заштатным. Вскоре в нем случился новый пожар, восстановление после которого произошло лишь в 1883 году.

После второго восстановления Макарьевский монастырь стал считаться женским. Но и тут его ждало несчастье: советская власть приказала ликвидировать монастырь, а в его стенах открыть детский дом. После здание еще не раз меняло своих хозяев и профиль: тут был и госпиталь эвакуированных во время Великой Отечественной Войны, и зооветеринарный техникум, во времена которого в храмах жили животные и хранились корма. Вернулся монастырь в распоряжение православной церкви лишь в 1991 году. В этом же году его снова решено было сделать женским монастырем.



Поездка в Макарьевский монастырь

Отправляясь на экскурсию в Макарьевский монастырь, можно очень увлекательно провести время. Вариантов, чтобы добраться туда, несколько:

  • самый популярный способ – паромная переправа, только заранее уточните расписание парома, ведь он ходит 1 раз в 3 часа;
  • еще один интересный вид транспорта – теплоход, который доставит вас прямо до причала Макарьевского монастыря;
  • также можно воспользоваться услугами автобуса или такси, которые еще никто не отменял, хотя речные прогулки и экскурсии на теплоходе до Макарьевского монастыря остаются более популярными.


Территория Макарьевского монастыря

Главные постройки этого комплекса были воздвигнуты еще в 1650 годах и с тех пор их не меняли, а лишь реставрировали и немного дополняли.

Посетив Макарьевский монастырь, первое, что бросится в глаза – это его форма. Весь комплекс представляет собой большой четырехугольник, в углах которого возвышаются круглые башни. Стены, окружающие монастырь, раньше выполняли функцию укрепления и защиты. Сегодня еще можно увидеть сохранившиеся отверстия бойниц.



Во дворе монастыря главным строением является Свято-Троицкий собор, который хоть и находится в такой, казалось бы, глуши, но все же не уступает ни по величию, ни по размерам своим собратьям из крупных городов, например, . Уникальная роспись стен и картин делает посещение собора неповторимым. Вам удастся познакомиться с жизнью людей, некогда живших на этой земле. Изображения, хоть и имеют библейскую тематику, но очень приближены к реальной человеческой жизни.

Правила посещения

Также как и во всех других православных заведениях, в Макарьевском монастыре очень строго смотрят на внешний вид. Все женщины, желающие посетить это место, должны быть облачены в юбку и платок. В очень крайних случаях одежда выдается напрокат. Для больших групп в монастыре проводятся специальные экскурсии, но если вы едите самостоятельно, то приготовьтесь к тому, что осматривать все будете также самостоятельно.

Основание и история Макарьевского Желтоводского монастыря

Макарьев – Желтоводский монастырь на Волге (историко-архитектурный памятник) основан иноком Печерского Нижегородского монастыря преподобным Макарием в 1435г. на левом берегу реки Волги, уроженцем Нижнего Новгорода, удалившемся в здешние края, в урочище, известное тогда под именем Желтые воды, или Желтые пески. Желтое озеро - старица Волги - существовало еще в начале XIX века, но вскоре было поглощено волжскими водами.

Волга подступает к самым стенам монастыря, и обитель как будто встает из воды, подобно граду Китежу. Макарьев монастырь красив в любую пору, но особенно он хорош в лучах закатного солнца, когда темно-серые на фоне розового неба стены и башни его отражаются в серебристых водах реки.

Преподобный Макарий построил здесь, на пойменном лугу, кельи и деревянную церковь во имя Св. Троицы. Миссионерская деятельность старца Макария встревожила ордынских правителей. Хан Улу-Мухаммед в 1439 году повелел разграбить и сжечь обитель. Татары отпустили его, взяв с него обещание не возрождать православной обители. Макарий ушел из этих мест в унженские леса, на реку Унжу, где основал Макарьев-Унженский монастырь и умер там в возрасте 95 лет.

До начала XVIIв. место в Желтых водах пребывало в запустении. В 1620г. монах Казанского монастыря в Тетюшах Авраамий построил здесь небольшую келью, вокруг которой стали селиться другие монахи.

Первоначально Волга текла на некотором удалении от стен монастыря, но затем стала быстро приближаться к нему, размывая берега. В 1829 году рухнула северо-западная угловая башня, в 1859 году - центральный купол Троицкого собора, его удалось восстановить только в 1910 году.

В 1868 году монастырь из-за угрозы полного разрушения был упразднен, но в 1883 году снова возрожден уже как женский. Святыней обители была чудотворная икона преподобного Макария Желтоводского и Унженского.

Макарьев монастырь был закрыт в 1927 году. Была уничтожена Сретенская церковь, стоявшая у западных ворот, частично разрушены корпуса келий. Оставшиеся постройки монастыря долгое время находились в ужасающем состоянии, и только в 1960-е годы началась их реставрация. Ныне существующий монастырский ансамбль относится к XVIIв. Сохранилась высокая крепостная стена с кельями и надворной церковью Михаила Архангела, Троицкий собор, Макарьевская и Успенская церкви.

В начале 1990-х годов монастырь возобновил свою деятельность. Ныне это действующий женский монастырь.

Восстановление монастырского ансамбля

Обитель была восстановлена только спустя 190 лет. Как полагают, возродил ее монах Тетюшского монастыря Авраамий, уроженец Мурома, в 1620 году. В 1624 году была срублена деревянная Троицкая церковь, через два года построена Успенская церковь. А в середине 17-го столетия за очень короткий срок, с 1651 по 1667 год, здесь был создан на редкость целостный и живописный монастырский ансамбль.

В 1651 году была построена Успенская церковь с трапезной, в 1658 году - пятиглавый Троицкий собор, в 1670 году - надвратная церковь Михаила Архангела над Святыми воротами и кельи, в 1662-1667 годы возвели стены и башни монастыря. Автором главных монастырских сооружений был каменных дел подмастерье Максим Апсин.

Троицкий собор представлял собой торжественное и грандиозное зрелище. Его украшал резной золоченый иконостас, с потолка свисали громадные паникадила, ризы икон сверкали золотом, серебром, драгоценными камнями. Стены собора сверху донизу покрывали яркие нарядные фрески. "Впечатление роспись производила поистине ошеломляющее, - пишет М. П. Званцев, один из последних, кто видел росписи Троицкого собора. - Она была величественна, сдержанна по цвету, рисунок и цветовое решение росписи отличались высокими художественными достоинствами". В 1930-е годы драгоценные фрески Троицкого собора были варварски забелены. Как считают специалисты, росписи были выполнены на рубеже XVII-XVIII веков артелью костромских мастеров. Троицкий собор - единственный в Нижегородской области храм с сохранившейся древнерусской живописью.

Успенская церковь с трапезной палатой поднята на высокий подклет. В свое время этот подклет служил кладовыми для "людей купецких", приезжавших на Макарьевскую ярмарку. Одновременно с Успенской церковью была построена примыкающая к ней грузная шатровая колокольня. В 1808 году на месте старой обветшавшей церкви была построена небольшая Макарьевская церковь.

Укрепление монастыря

В 1667 году монастырь был окружен каменной стеной с девятью башнями. Стены образуют почти правильный квадрат размерами 200х200 метров, их высота достигает восьми метров, ширина - 2,5 метра. Со стороны берега с трех сторон монастырь окружала дополнительная цепь стен и башен, а перед Святыми воротами было устроено предмостное укрепление. Остатки этих укреплений исчезли в XIX веке. На южной стороне некогда находились еще две квадратные башни. Одна в XVIII веке была перестроена под кельи, а вторая обращена в церковь.

Макарьев монастырь был сильной крепостью. В октябре 1670 года его стены выдержали осаду разинцев под предводительством самозванца, казачьего атамана Максима Осипова, который называл себя царевичем Алексеем Алексеевичем. Иноки отбились. Но спустя некоторое время к повстанцам подошел новый отряд разинцев во главе с Михаилом Чертоусенко, и защитники монастыря вынуждены были отступить. Ворвавшиеся в монастырь повстанцы, среди которых преобладали местные жители, "святую обитель разорили, монастырскую всякую казну и всякие годовые казенные запасы и оружие и с конюшего двора стоялые и работные лошади и всю конскую сбрую разграбили без остатку".

Председатели Макарьевской земской управы

Председателем Макарьевской земской управы был ряд лет владелец Лысковского пивоваренного завода А. Ф. Ермолаев. В 1893 году председателем земской управы был назначен А. Е. Касьянов, отец известного композитора А. А. Касьянова. Александр Егорович был дворянин, окончил Петровско-Разумовскую академию. Это был очень добросовестно относящийся к своему делу человек. При нем в уезде было открыто несколько земских школ и больниц. В 1901 году в Лыскове было открыто двухклассное женское училище с пятилетним сроком обучения. В том же году А. Е. Касьянова переводят в Нижний Новгород.

Председателем уездной земской управы был также Александр Владимирович Иконников, который позднее стал членом одного из составов Государственной думы (свидетельство А. А. Касьянова). Братья Левашёвы, дворяне, владевшие имением в Галибихинской волости, а также имением Каменка, много лет отдали земской деятельности в Макарьевском уезде. В 1888 году Вячеслав Валерьевич Левашёв был избран мировым судьей и гласным уездного земства. В 1908 году он становится председателем земской управы, на этом посту пробыл он до своей кончины в 1912 году. При В. В. Левашёве в уезде было открыто 46 земских школ. При каждой школе - библиотека, на пришкольных участках разбивались сады. При каждой школе были квартиры для учителей.

На территории уезда было 4 земских больницы и 8 фельдшерских пунктов, где трудились настоящие подвижники, не щадя своих сил и здоровья помогавшие больным в медвежьих углах уезда. После смерти В. В. Левашёва земская управа решила увековечить его память, с этой целью были выделены 75 руб. на то, чтобы написать масляными красками большой портрет председателя и повесить его в зале управы. Было ассигновано также 200 рублей, чтобы в каждой земской школе построенной при нем, был портрет этого деятеля. Кроме того, были учреждены в мужской гимназии села Лыскова стипендии имени В. В. Левашёва,В последние годы перед революцией председателем уездной земской управы становится один из совладельцев Лысковского пивоваренного завода Федор Алексеевич Ермолаев.

Осада Макарьевского монастыря разинцами

Народные волнения в Нижегородском крае начались срачу же после издания Соборного Уложения 1649 года, окончательно закрепившего феодальную зависимость крестьянства от помещиков, а посадского люда - от городов. На усиление эксплуатации нижегородцы, как и вся страна, ответили бунтами. Понятно, почему народная война под предводительством Степана Разина нашла в Нижегородском крае столь широкий отклик.Отряды Степана Разина в

Прекрасные церкви, действующие монастыри, святые места, почитаемые верующими, - всеми этими достопримечательностями полна русская земля. Попадая в эти особенные уединенные уголки, человек возрождается духовно, получает массу положительных эмоций и исцеляется от душевных хворей. На берегу могучей Волги возвышается настоящая жемчужина архитектуры - Макарьевский монастырь. Нижегородская область славится святынями, которые притягивают верующих со всей страны.

Рождение монастыря

Этот храм веры был заложен в далеком 1435 году, основателем его считают инока Макария. Этот святой, признанный чудотворцем и названный Унжеским и Желтоводским покровителем, нес послушание в Печерском храме. Место для основания монастыря было избрано в живописном месте: раскидистые на берегу Волги около Святого (Желтого) озера.

Инок Макарий, родившийся в Нижнем Новгороде, еще подростком поступил на послушание в Печерский монастырь. По прошествии некоторого времени он ушел из обители и направился странствовать и познавать мир. Он искал особенное место, на котором можно было построить новый храм для послушания и служения Богу. И такое место было найдено - возле Желтого озера Макарий основал небольшое монашеское поселение. Так и возник первый «камешек» в фундаменте будущего святого места - Макарьевский монастырь. Нижегородская область стала пристанищем для многих иноков, которые хотели продолжить дело святого. И уже в 1624 году монах Тетюшский возродил правое дело Макария - святой явился к послушнику во сне и благословил его на строительство храма. В этот период была возведена первая деревянная церковь на месте современной обители.

Судьба святыни

Первая церковь стала местом сосредоточения верующих и обычного люда. Уже в 1641 году возле обители основали знаменитую Макарьевскую ярмарку. Именно в этот период храм начал процветать: люди платили налоги и пошлины, которые шли на нужды храма.

С 1651 по 1667 год начали строить монастырские помещения в камне, именно они дошли до наших дней. В конце XVII века было завершено грандиозное воздвижение монастырской крепости, которая должна была защищать монастырь и ярмарку от врагов. В это время обитель достигает своего наивысшего расцвета. Ее называли «вторым Иерусалимом», храм посещали венценосные особы: Екатерина Великая и Петр I.

Архиепископа Сибирского и Тобольского Симеона, Аввакума Петрова, протопопов Ивана Неронова и Стефана Вонифатьева - всех их воспитал Макарьевский монастырь. Нижегородская область (фото окрестностей можно увидеть в статье) была излюбленным местом паломников с самых древних времен.

Трудные времена

XIX век стал настоящим испытание для обители. В 1817 году местная ярмарка была перенесена в Нижний Новгород. А воды могучей Волги стали все ближе подступать к стенам храма, разрушая крепость. Из-за угрозы полного уничтожения в 1868 году был закрыт Макарьевский монастырь. Нижегородская область часто страдала от таких явлений природы, река постоянно меняла уровень воды. Однако через 15 лет обитель снова открыли для послушников и верующих. Отметим, что второе рождение святыня получила уже как

1927 год ознаменовался большой трагедией для послушниц - храм закрыли, монашек разогнали. Помещения стали использовать как детский дом, затем сдавали в аренду разным организациям. В годы Великой Отечественной войны здесь разместили госпиталь, а затем передали в собственность зооветеринарному техникуму. Это были самые темные времена разрухи для обители: она постепенно разрушалась, были разворованы все ценности и уникальные иконостасы.

К 2005 году храм был отреставрирован, заново освящены все церкви на территории монастыря. В наше время святое место переживает свое возрождение.

Уникальные храмы

Попадая в эту благодатную обитель, вы сможете полюбоваться на целый ряд храмов, которые были построены в разные времена. Различная архитектура, дорогое убранство, древние и современные ценные иконостасы... Все церкви действующие, и вы сможете не только насладиться архитектурой, но и помолиться в спокойной умиротворенной обстановке. Обязательно посетите Храмы:

  • Домовой храм преподобного Григория Пельшемского.
  • Собор Святой Троицы.
  • Храм Макария Желтоводского.
  • Храм Архангела Михаила.
  • Церковь Успения Святой Богородицы.

Несмотря на сравнительно небольшую площадь всего храмового комплекса, все эти церкви вместил на своей территории Макарьевский монастырь. Нижегородская область, экскурсия по которой организовывается на постоянной основе, удивит вас не только уникальными сооружениями, но и прекрасными пейзажами и великолепием могучей реки Волги.

Чтимые святыни

Многие паломники приезжают в это удивительное место ради поклонения святыням монастыря:

  • Иконостасу с частичкой святых мощей преподобного Макария.
  • Главе преподобного Макария.

Многие люди верят, что этот святой способен исцелить сложные заболевания, очистить душу и исполнить желания. Люди посещают службы, молятся в храмах и, конечно, прикладываются к святым мощам. Монастырь тщательно записывает все случаи чудесного исцеления прихожан, а их было действительно немало. Паломники приносят щедрые дары храму, благодарят за чудеса. К тому же многие стараются помочь храму, жертвуя средства, чтобы всегда процветала эта святыня - Макарьевский монастырь (Нижегородская область). Отзывы туристов подтверждают, что обитель принимает их очень дружелюбно, всем с удовольствием показывают все достопримечательности и помогают обрести душевный покой.


Доброе дело

Помимо служения Богу, послушницы в наше время занимаются благим делом. На территории монастыря расположен социальный приют для 20 девочек. Их полностью обеспечивают силами пожертвований верян. Подростки получают образование, приучаются к законам Божьим и познают таинство послушания. Спешите делать добрые дела - посетив обитель, можно сделать свой вклад в судьбу обездоленных детей!

Не упустите шанс заказать недорогие требы. Макарьевский монастырь (Нижегородская область) проводит богослужения и христианские таинства: крещение, литургии и многие другие.

Отметим, что можно приехать в святые места с автобусной экскурсией или добраться самостоятельно на пароме.

Не упустите возможность посетить эту благословенную землю. Храмы, святыни, уникальная архитектура и неповторимая благодатная атмосфера - этим славится Макарьевский монастырь. Нижегородская область удивит вас великолепной природой и добродушным приемом, ведь люди здесь живут особенные: открытые и очень добрые.

На левом берегу Волги, в Лысковском районе Нижегородской области расположен Желтоводский Макариев монастырь, фото которого, представленные в статье, в полной мере подтверждают, что он по праву считается одним из красивейших в России. Белоснежные стены обители, как бы встающие из воды, невольно рождают в памяти образ сказочного града Китежа, а доносящийся из-за них благовест лишь усиливает ассоциацию. Однако за столь дивной красотой скрывается долгая и полная драматизма история.

О том, как зарождался Желтоводский Макариев монастырь

Летопись сообщает, что в 1435 году инок Печерского Нижегородского монастыря Макарий с благословения игумена оставил свою обитель и удалился для пустынножительства на берег Жёлтого озера, находившегося вблизи Волги. По имени озера и вся эта местность называлась Жёлтыми водами. Там, среди лесов и полей, срубил он себе келью и, отрешившись от суетного мира, предался постам и молитвам.

Но так уж повелось, что свет Божий истины не бывает потаённым, и вскоре весть о подвижнике разнеслась по округе, и к его одинокой келье на берегу озера потянулись люди. Одни, сотворив с ним молитву, возвращались в мир, а другие, получив на то дозволение, оставались и устраивали себе жилища поблизости. Вскоре совместными усилиями срубили иноки деревянную церковку, освятив её во имя Святой Троицы. Так постепенно образовалась монашеская община, на месте которой через много лет встал на берегу Волги Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь.

Разорение обители и пленение его насельников

Но недолго суждено было прожить на этом месте преподобному Макарию и его братии. Лишь четыре года минуло с той поры, как обосновались они на Жёлтых водах, как попустил Господь татарскому хану Улу-Мухаммеду совершить набег на Нижегородские земли и вместе с прочими святыми обителями разорить и предать огню недавно созданный монастырь. Многие иноки приняли от супостатов мученическую смерть, а те, кого минули татарские сабли и стрелы, были угнаны в полон.

В числе прочих невольников оказался и преподобный Макарий. И быть ему проданным в рабство, если бы не грозный хан. Поразило басурманина глубочайшее смирение, разлитое во всём облике пленного монаха, и неземная благодать, лучившаяся в его очах. Расспросив о нём воинов, пригнавших пленников, он услышал от них, что перед ним человек, не причинивший никому зла и старавшийся на всём протяжении пути делать добро не только своим товарищам по несчастью, но и даже тем, кто гнал его, связанного, по пыльной дороге.

Нежданная свобода и новые тяготы

Поражённый услышанным, хан приказал страже развязать кроткого монаха и даровать ему волю. Своё решение он объяснил тем, что Бог - единый для всех, независимо от того, в какой вере человек живёт, - неизбежно покарает каждого, кто причинит зло такому праведнику. Отпустив Макария на свободу, он по просьбе последнего позволил уйти с ним ещё многочисленным невольникам, в том числе и нескольким женщинам с детьми.

В одном лишь хан был неумолим - он запретил восстанавливать на Жёлтом озере разорённую обитель. Никому было неведомо, что пройдут сто девяносто лет, и на прежнем месте возродится Желтоводский Макариев монастырь, но в ту пору монахам, получившим столь чудесным и неожиданным образом свободу, ничего не оставалось, как пуститься на поиски нового места для своей обители.

Окончание странствий

Долог и труден был их путь на родную землю. По дороге преподобный Макарий и его спутники набрели на чудное место, расположенное на берегу реки Свияги. Оно как раз подходило для обустройства нового монастыря. Здесь сама природа благоприятствовала им, создав небольшую возвышенность, окружённую с трёх сторон холмами и омываемую рекой. Но территория сия принадлежала казанскому хану, и тот, узнав о появлении в его владениях православных монахов, приказал им уйти.

Долго ещё шли монахи, пока, наконец, не достигли Костромских земель и не остановились в городе Унже. Тех, кто возвращался из татарского плена, всегда принимали на Руси с радушием, а поскольку бывшие пленники были ещё и Божьими людьми, к ним отнеслись с особой симпатией, а к Макарию - с подчёркнутым почтением.


Основание нового монастыря

Но далёкий от жажды мирских почестей преподобный счёл за благо удалиться в лесную глушь. Там в пятнадцати верстах от города им был основан новый, уже второй Желтоводский Макариев монастырь. История его создания в точности повторила всё, что произошло несколько лет назад на Жёлтом озере. Вскоре уединение пустынника было нарушено желающими разделить с ним иноческий подвиг, и в результате вновь появились в глухом лесу кельи, за ними - деревянная церковь, и, наконец, образовалась община.

К тому времени преподобный Макарий достиг преклонного возраста и в 1444 году, когда исполнилось ему девяносто пять лет, мирно почил. Незадолго до этого, предчувствуя скорое расставание с братией, завещал он своим духовным чадам вернуться, когда будет возможность, на Жёлтое озеро, в то место, где пленил их татарский хан, и туда перевести Желтоводский Макариев монастырь.

Муромский монах - исполнитель заповеди преподобного Макария

Прошло без малого два века. И настало время, когда благословил Господь честных иноков вновь основать свои кельи на берегу Жёлтого озера. Это событие связано с именем Авраамия Желтоводского - монаха одного из муромских монастырей, не причисленного до сих пор к лику святых, но снискавшему своими деяниями бессмертную славу.

С детства болея душой о разорённой некогда обители, он часто молился перед иконой преподобного Макария, испрашивая его небесного покровительства в деле её восстановления. Точно известно, что благочестивый инок получил некое знамение, свидетельствовавшее о том, что его молитва услышана, и что Благодать Божия будет ему споспешествовать в этом благом деле.

Возрождение обители и получение ею официального статуса

Изготовив список с иконы, через которую он получил эту благую весть, Авраамий и несколько иноков из монастырской братии прибыли на Жёлтое озеро и, усердно помолившись Господу, принялись восстанавливать монастырь на старом пепелище. Местные жители, желая внести свою лепту в это богоугодное дело, оказывали им помощь.


Большая заслуга в успехе столь важного начинания принадлежит благочестивому царю Михаилу Фёдоровичу - первому государю из династии Романовых. Посетив в 1619 году Унженскую обитель и узнав о сокровенном желании иноков вершить их монашеский подвиг там, где основал свой первый монастырь преподобный Макарий, он оказал им всяческое содействие. Государь не только поддержал их своим указом, но выделил значительную материальную помощь. Окончательно же статус монастыря был закреплён в 1628 году грамотой Московского

Годы процветания обители

Но не только земные владыки оказывали своё содействие монастырю. Обильно ниспосылалась ему и Благодать Божия. Волей Всевышнего Волга со временем изменила своё русло, полностью поглотив Жёлтое озеро, и Желтоводский Макариев монастырь, таким образом, оказался на берегу великой русской реки, являвшейся одной из главных судоходных артерий России.

Столь удобное расположение обители способствовало тому, что со временем на принадлежащих ей землях начали устраиваться ярмарки, по названию монастыря именовавшиеся Макарьевскими. Как владельцы территории, монахи имели право на взимание торговых сборов - весьма значительных сумм, позволивших им в непродолжительное время возвести в обители множество каменных построек и значительно обустроить свой быт.

Упадок и упразднение монастыря

Продолжалась эта благодатная пора до 1817 года, пока Господь не попустил перенести ярмарки, столь обильно пополнявшие монастырскую казну, в Нижний Новгород. Там они приняли ещё больший размах, сохранив при этом своё прежнее название. Однако монастырь Макария Желтоводского, лишившись своего главного источника доходов, стал приходить в упадок. Со временем он получил статус заштатного.

Беда же, как известно, не приходит одна, и по прошествии нескольких лет случился в его стенах пожар, уничтоживший многое из того, что на протяжении долгих лет возводилось несколькими поколениями иноков. не счёл нужным проводить восстановление обители, и она была упразднена. Иконы и утварь, спасённые из огня, было приказано передать в Нижегородский собор святого Александра Невского.


Восстановлена обитель была только в 1883 году, после восшествия на престол боголюбивого государя Александра III, но уже как Троицкий Макариев Желтоводский женский монастырь. Отныне его обитательницами стали сёстры, пожелавшие оставить суету тленного мира и всей душой предаться служению Богу.

Катастрофа семнадцатого года

Из дошедших до нас документов известно, что к началу Апокалипсиса, которым стал для России 1917 год, в стенах обители проживало более трехсот насельниц, и она была в числе наиболее обустроенных в стране. Однако в своём отношении к монастырю, да и вообще к православию большевики мало чем отличались от хана Улу-Мохаммеда, некогда разорившего Макарьевскую обитель.

Как пять веков назад двигались по пыльным российским дорогам караваны невольников, так же и в XX веке потянулись на север и северо-восток нескончаемые эшелоны репрессированных, среди которых были и скорбные женщины в монашеских рясах. Но, в отличие от степных кочевников, даровавших некогда свободу преподобному Макарию, а с ним и сотням других россиян, ханы нынешней орды не имели милосердия, и многие из их пленников так никогда больше и не смогли увидеть родных мест.

Монастырские же постройки с тех пор использовались в хозяйственных нуждах. Одно время на территории бывшей обители размещалось животноводческое хозяйство, и в помещениях, являвшиеся прежде Божьими храмами, держали скот.

Время долгожданных перемен

Но не вечно длилось поругание, попущенное Господом за грехи людские. Достиг и волжских берегов свежий ветер перестройки. В 1991 году правительственным указом Желтоводский Макариев монастырь, храмы которого к тому времени пришли в аварийное состояние, был передан в ведение С этого времени началось его активное восстановление.


Спустя несколько месяцев вышло и постановление Священного Синода о том, что Желтоводский Макариев монастырь возобновляет свою деятельность, прерванную десятилетиями атеистического мракобесия. Первыми его насельницами стали двадцать пять монахинь, пожелавших перейти в него из других обителей страны.

Сегодня Желтоводский Макариев монастырь, адрес которого: Нижегородская обл., Лысковский р-н, пос. Макарьево, находится в числе самых известных и посещаемых паломниками обителей России. Ежегодно он принимает сотни тысяч гостей из разных концов страны. И это закономерно, так как здесь, на берегу Волги, посетители становятся свидетелями единения духовного величия православной веры с неповторимой красотой её храмового зодчества.

Территория монастыря окружена мощными крепостными стенами, усиленными сторожевыми башнями. Внутри них архитектурным центром является величественный Троицкий собор, при построении которого за образец был взят Успенский собор Московского Кремля. Кроме того, монастырский комплекс включает в себя ещё пять храмов, построенных в разное время, но объединённых общим композиционным замыслом.

Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский монастырь - точное название одной из главных достопримечательности Нижегородской области. Расположен Макарьевский монастырь на левом берегу Волги, в Лысковском районе Нижегородской области, возле посёлка Макарьево.

Немного истории.
Основан в 1435 году жителем Нижнего Новгорода Макарием, прозванным с того времени Желтоводским, поскольку так стал называться монастырь, построенный на волжских пойменных лугах у Желтого озера. Преподобный Макарий построил здесь, на пойменном лугу, кельи и деревянную церковь во имя св. Троицы. Затем с Макарьевским монастырем произошел ряд событий:в 1439 году он был разорен татарами Улу-Махмета, а сам Макарий был пленен. Монастырь с той поры пришел в запустение, лишь изредка к нему приходили поломники, чтобы помолиться над прахом иноков-мученников. В 1620 году в монастырь пришел муромчанин Аврамий, который в короткий срок с 1651 по 1667 года сумел выстроить все заново. И с тех пор Макарьевский монастырь стал местным культурным и хозяйственным центром. У стен монастыря встречались суда, плывущие вниз по течению из старорусских земель, с теми, которые тянули бурлаки из устья Волги, таким образом здесь появилась знаменитая Макарьевская ярмарка. Для защиты монастыря и ярмарки была построена мощная крепость. Шли годы. В 1868 году Макарьевский монастырь из-за угрозы полного разрушения был упразднен, но в 1883 году снова возрожден уже как женский. Святыней обители была чудотворная икона преподобного Макария Желтоводского и Унженского. Но уже в 1927 году монастырь был закрыт, были уничтожены Сретенская церковь, стоявшая у западных ворот, разрушены корпуса келий. Оставшиеся постройки монастыря долгое время находились в ужасающем состоянии, и только в 1960-е годы началась их реставрация. Такая нелегкая судьба, сейчас состояние монастыря хорошее, он действует и открыт для посещения поломников и туристов.






Паромная переправа на противоположный берег, где находится рай.центр Лысково















Безусловной жемчужиной монастыря, хотя и сугубо утилитарной, являются его стены и башни. Первоначально они были деревянными. Мы не знаем точного момента начала строительства деревянной фортификации, но к 1640 году весь комплекс давно был готов. Строительство каменных стен началось в 1654 году с возведения Святых каменных ворот с церковью Михаила Архангела. Правда, церковь вскоре пришлось разобрать. Дело в том, что ее врезали прямо в прясло рубленых еще, не каменных, стен. Потом, когда стены переделывали на каменные, и относили их подальше от берега, чтобы они, как более тяжелые, не сползали в воду, получилось, что церковь оказалась вне стен. Некрасиво вышло, вот монахи от нее и избавились, а заодно и от первого варианта Святых ворот.
В 1670 году в монастыре появляются новые Святые врата, и новая, вместо разобранной, церковь Михаила Архангела, пятиглавая вместо одноглавой.



Вид из монастыря



Входим через ворота церкви Михаила Архангела. Разрешение на съемку и на экскурсию спрашивать в киоске справа. Там же можно нанять экскурсовода или купить брошюру с обзорной экскурсией по монастырю.



На стене висит план монастыря, инструкции и правила поведения. Здесь же лежат юбки, платки и прочая одежда для тех кто приехал одетым «не по форме»



В арке ворот можно полюбоваться на фрески: они, конечно, плохо сохранились, но все равно видно, что они были выполнены в нарочито мрачной манере.












Нечто с рогами



1575 год, но выглядят надписи как-то современно






Трапезная палата с Успенским храмом. На первом этаже трапезной во время ярмарок хранили товары. Здесь также была кухня, печи которой вмонтированы были в пол второго этажа, и обогревали зал, где монахи ели.



На втором этаже располагался парадный зал с высокими 5-метровыми сводами, а в потайных помещениях между трапезной и Успенским храмом – ризница для хранения самого ценного: жалованных царем грамот на монастырские владения и привилегии. Тут же хранилась и казна.






Колокольня является одним из интереснейших образцов тогдашнего зодчества. В нижнем ее ярусе была тюрьма, куда сажали провинившихся монахов. В этой тюрьме, вероятно, сидел и сосланный сюда митрополит Иконийский (Малая Азия) Афанасий, который прибыл защищать Никона, да вместе с ним и загремел на суд в 1666-м. Впрочем, из уважения к сану Афанасию разрешили гулять по двору в сопровождении надзирателя-монаха. Он просидел в заточении 12 лет, тут и умер. Наверняка в этой колокольне сидел и грек Арсений, который прибыл в Россию, чтобы исправить церковные книги, но после осуждения Никона также был обвинен в ереси. Этажом выше располагались келарская и библиотека. На самом верху стояли часы, которые были уже на деревянной колокольне, откуда их перенесли на каменную. Для каменной колокольни, правда, отлили более тяжелые колокола. Решение проемов окон восходит к переделке второй половины 18-го века. В 1882 году здание было перестроено (заделаны галереи, пристроено крыльцо), но не слишком значительно.



Церковь Михаила Архангела



Поднимаемся на верх.






Двери открыты, но пока тут ни чего интересного, идет ремонт.



В центре ротонда над могилой Авраамия. 1640 г



От камня с могилы Авраамия, откалывали кусочки, лечась тем самым от зубной боли. Но камень, наверное, постоянно обновляют, поскольку сегодня никаких сколов на них не наблюдается.






Корпус архимандрита, построен в 1692 году



В углублениях стен хранят дрова









Троицкий собор Макарьевского монастыря. В литературе существуют две даты окончания строительства: 1658, и более достоверная – 1664. Предполагают, что его строителем был москвич Максим Апсин









Внутри пока идет ремонт и вход закрыт.






Сестринский корпус



Справа от собора находится монастырское кладбище. Здесь сохранились могилы убиенных во время набега татар иноков, похороненных за алтарем Троицкого собора.






Макарьевская церковь, соединенная с Троицким собором небольшой колоннадой.
Это было первое каменное строение монастыря (1652). Однако, до наших дней первоначальный вариант не уцелел.



Макарьевская церковь пристроена к собору сбоку, соединенная с ним переходом, решенным в стиле классицизма, она намного меньше, и теряется на фоне собора.



Неизвестная могила.









Еще несколько надгробных плит, доступ к которым открыт. Плиты старые и надписи на них уже не читаются. Только на среднем круглом камне есть более-менее читаемая надпись



На плите можно прочесть кто здесь похоронен






Я так и не сумел расшифровать, что здесь написано



Современный корпус, совершенно не вписывается в общий вид монастыря. Кто и зачем построил эту безвкусицу непонятно. И в путеводителе по монастырю это здание ни как не обозначено.









Местный огород















Совершим обход стен по внешней стороне
Всего длина крепостной стены составляет 812 метров. Башни настоящие, боевые, в 3-4 яруса. В стенах мы видим наклонные бойницы для литья вара, то есть раскаленной смолы – все, как фортификация диктовала. А еще говорят, что де монастырские стены не носили фортификационного начала, что они были чисто символическими, и изображали скорее духовную брань, нежели мирскую!






В монастыре идут ремонтные работы и восстанавливают северо-западную башню, которая была разрушена еще в 19 веке.









Правее башни территория бывшего Делового двора.









Отходим от монастыря и идем в деревню.



В деревне Макарьево - несколько десятков домов, да Казанская церковь, оставшаяся от былой славы города.



Первое что бросается в глаза, это одиноко гуляющие стада животных.



Великолепное место для «посидеть, подумать по утру»



Собачка выгуливает семейство коз



Стадо коров и бык. Пришлось обходить их по соседней улице.



Казанская церковь, к сожалению была закрыта.






Местное отделение почты









В деревне мы хотели найти музей «Сказка», но и он оказался закрытым. Как оказалось и музей, и церковь, и даже почта, открываются только когда в монастырь приезжает теплоход с туристами.



В итоге обошли деревню кругом















И берегом вернулись обратно.













фото Июль 2015

error: