Хочешь научиться рисовать – делай наброски! Наброски карандашом – первый шаг к освоению изобразительного искусства

Рисунок 1. Учебный набросок фигуры человека. Кисть, тушь

Графические материалы и их применение

Графическими материалами принято называть материалы, которыми рисуют и на которых рисуют (карандаши, уголь - простой и прессованный, сангин, акварель, тушь, бумага разных сортов, картон, калька).

Материалы принято разделять на «сухие» и «мокрые» (материалы, которые разводятся водой). Существует много разных технических приемов для нанесения материалов на поверхность бумаги.

Для этого применяются разные специальные приспособления (мягкие и жесткие карандаши, кисти, замшевые и бумажные растушёвки, стальные перья и т. д.), которыми проводятся линии, наносятся штрихи, создается тональное пятно и т. д.

Выбор того или иного материала для наброска или зарисовки обусловливается прежде всего их содержанием и стоящими перед рисующим учебными (или художественными) задачами.

Так, твердый графитный карандаш мало подходит для изображения бурного моря. Очень мягким графитным или угольным карандашом можно правдиво передать движение водной стихии, тяжелые тучи на небе, но твердый графитный карандаш окажется незаменимым, если надо зарисовать тонкий орнамент чеканки по металлу или передать легкий рисунок кружева.

Для передачи резкого освещения (рисунок 1) или силуэта предмета (рисунок 2, 3) трудно найти более выразительные по контрасту материалы, чем угольный карандаш, прессованный уголь, черная тушь и белая бумага, а для показа глубокого затененного пространства в интерьере более пригодным и выразительным материалом могут оказаться одноцветная акварель, нанесенная на бумагу мягкой кистью, «мокрый соус» (рисунок 4) и так называемая «сухая кисть» (рисунок 5).

Качество бумаги, ее фактура также оказывают влияние не только на техническую, но и на художественную сторону рисунка.

При выборе материала для учебного наброска надо учитывать как содержание наброска, так и способ его исполнения (с натуры, по памяти и т. п.).

Для наброска по представлению, поскольку его исполнение не связано с непосредственным обращением к натуре и поэтому время исполнения не ограничено, могут быть использованы почти все графические материалы , так как занятия учащихся такими набросками происходят либо в классе, либо дома.

В работе над набросками-эскизами по воображению, очевидно, окажутся менее пригодными те материалы, которые не снимаются резинкой и не смываются водой, задерживая этим возможность продолжения работы на том же листе бумаги.

В других типах набросков, в той или иной мере связанных с состоянием натуры и требующих особо быстрой работы, пользование графическими материалами более ограничено. Работа над ними обычно происходит в условиях крайне сжатого времени. Поэтому графический материал своими свойствами должен содействовать их исполнению.

Он должен быть настолько гибким и податливым, чтобы при нанесении на поверхность бумаги подчиняться движению руки и самым легким нажимам, оставляя при этом разнообразный по характеру и четкий графический след. Желательно, чтобы красящее вещество этого материала было интенсивным и достаточно контрастным по отношению к белой или тонированной бумаге и обладало вместе с тем широким тональным диапазоном.

Кроме того, при выборе материала для учебных набросков приходится особенно учитывать его универсальность, то есть широкую возможность пользования им в любых условиях (классных и внекласных) без предварительной подготовки, связанной с потерей времени, от чего иногда вообще зависит, быть или не быть наброску.

На первой стадии обучения наброскам с натуры особое значение получает простота и удобство применения графического материала. Прежде всего графический материал не должен мешать аналитической работе учащихся, так как все же важнейшей стороной в это время следует считать освоение метода анализа и обобщения.

Поэтому желательно, чтобы учащиеся вначале исполняли наброски тем материалом, в использовании которого они имеют некоторый опыт. Обычно это графитные карандаши «ЗМ». Более мягкими графитными карандашами первое время не рекомендуется пользоваться, так как рисунок, сделанный ими, размазывается во время работы.

Что касается бумаги, то для первых занятий набросками наиболее пригодна такая бумага, по которой карандаш движется, не встречая сопротивления, то есть гладкая или чуть шероховатая, достаточно проклеенная (но не «меловая»), лучше всего хорошего сорта писчая бумага или несколько более плотная, так называемая картографическая.

Рисуя на такой бумаге, учащиеся с самого сначала приучаются ее беречь, работать обдуманно и внимательно, не допуская ошибок, тем более, что применять резинку при исполнении набросков вообще не рекомендуется. Это делается с определенной целью: заставить учащихся перед началом работы представлять себе набросок как бы уже сделанным в формате рабочего листа, чтобы этим дисциплинировать всю работу и не (проводить лишних штрихов и линий.

Когда метод освоен, умелое использование графических материалов - вопрос только практики и времени. После этого станет не только возможной, но и просто необходимой большая свобода в применении графических материалов. Тогда задача использования их особых свойств и качеств будет связываться и с содержанием наброска, и с его художественной выразительностью, и с его практическим назначением.

Не меньшее значение при этом будет иметь правильное применение инструментов, которыми наносится на бумагу графический материал (кисть, перо, деревянная палочка, стеклянная трубочка и др.).

Знание свойств, присущих каждому материалу, значительно обогатит технические и творческие возможности учащихся.

Умелое использование в одном рисунке нескольких разных материалов и графических средств позволяет не только экономить время (что всегда нужно), но облегчить и упростить работу, придать наброску свое особое графическое звучание.

Образец такого сочетания нескольких материалов в одном наброске можно увидеть в силуэтном наброске французского скульптора О. Родена. По легко намеченному тонкому карандашному контуру мягкой кистью проложено акварелью тональное пятно, соответствующее силуэту всей массы модели, а затем пером-тушью укреплен контур (рисунок 6).

Следует иметь в виду возможность использования способности некоторых графических материалов растушевываться или размываться.

Так, в линейном (наброске художника Ю. Гершковича все тени исполнены размывкой чернил, кистью (рисунок 7).

В наброске И. Е. Репина основные темные массы натуры нанесены на лист мягким графитным карандашом «в растирку», а последующее уточнение контуров фигур выполнено более темным твердым материалом (карандаш «Негро», или так называемый «итальянский») (рисунок 8).

Предлагая учащимся тот или иной графический материал, преподаватель должен учитывать особенности техники работы этим материалом, а также пригодность сорта бумаги для этой техники. Так, если для набросков с движущейся (живой модели) предложить учащимся так называемую «рисовальную» бумагу для техники перо-тушь, значит наверняка осложнить решение учебной задачи.

Рисунок 1. И. Репин. Зарисовки карандашом к картине «Запорожцы»

Зарисовки являются одной из разновидностью краткосрочного рисунка и подсобным материалом в работе художника над образом. Само слово «зарисовка» говорит о его содержании и назначении. «Зарисовать» у художника - это приблизительно то же, что у писателя - «записать». Оно заключается в том, чтобы закрепить, сохранить в графическом изображении то, что нужно, но невозможно запомнить, или что может понадобиться как дополнительный материал для другой, последующей работы.

Обычно зарисовка выполняются для какой-то части композиционного эскиза. Если замысел образа и его решение в наброске-эскизе уже имеется, то такую зарисовку называют «направленной» (рисунок 1 и 2).

К «случайным» относятся такие зарисовки , которые выполняются лишь потому, что увиденная натура чем-то особенно привлекла внимание и заинтересовала художника, но будущее конкретное назначение ее еще неизвестно. Такие «случайные» зарисовки составляют творческий «архив», который по необходимости может быть использован в любое время (рис. 15, 17).

В отличие от наброска зарисовки выполняются от самого начала и до конца только с натуры.

Поэтому совершенно нет возможности зарисовать непозирующую, тем более движущуюся натуру или работать над зарисовкой «на ходу» и в условиях, мало способствующих сосредоточенной работе, например: в горячем, шумном цехе завода, стоя в толпе или посредине улицы с большим движением и т. д. Как и всякий рисунок, зарисовка начинается наброском с натуры, превращаясь в зарисовку лишь постепенно.

Чтобы зарисовка могла выполнить свое прямое назначение - быть подсобным материалом для какой-то последующей работы, - ее исполнение (так же как и наброска) связано с наблюдением и анализом натуры и отбором существенно нужного, типического и характерного.

Зарисовка, так же «как и набросок, не может быть простым перечислением всего увиденного, копированием натуры.

Если зарисовка «направленная» (то есть рисующему заранее известно конкретное ее назначение), то этим самым уже определяется, что и каким образом в зарисовке должно быть обязательно зафиксировано и что может быть опущено или только намечено.

Поэтому характер исполнения зарисовки людей может быть самым разнообразным в зависимости от ее назначения и ее содержания, также различно и время, затрачиваемое на ее выполнение.

Зарисовки как подсобный графический материал практически бывают нужны при подготовке рабочего рисунка для станковой живописи, а также при выполнении эскиза для скульптуры (глина, пластилин или дерево), в станковой графике (эстамп, плакат, офорт), в монументально-декоративном, прикладном, театральном и киноискусстве.

Техника и материалы, которыми исполняются зарисовки людей, могут быть самыми различными. Это зависит от характера зарисовки, ее содержания и назначения.

Сделанные с натуры зарисовки часто приходится перерабатывать в сторону большего обобщения, учитывая особенности того материала, которым или из которого должен быть выполнен оригинал художественного произведения (масло, акварель, темпера, карандаш, тушь, мрамор, кость, дерево, металл и т. д.).

Трактовка формы в таких зарисовках может быть и линейно-графической и объемно-пространственной. Если художественный замысел должен быть реализован в объеме, то часто приходится делать несколько зарисовок натуры с разных точек и при разном освещении.

Бывает, что выполненный раньше беглый набросок (или зарисовка) не обладают теми подробностями, которые требуются для текущей работы, и тогда возникает необходимость сделать дополнительно более подробные зарисовки. Большей частью это отдельные части натуры, которые зарисовываются той же натуры сейчас же вслед за исполнением наброска (или позже) на полях или на отдельных листах, а иногда и со специально поставленной для этой цели другой аналогичной натуры (рисунок карандашом 1 - руки).

Обычно дополнительные зарисовки - это части фигуры человека или животного, одежда, декоративная ткань, часть растения или пейзажа (крупные первые планы), отдельные предметы, фрагменты скульптуры и архитектуры (окно с наличником, дверь с резным украшением, металлическая дверная ручка, ограда) (рисунок 4-10).

Особенно велика роль натурных зарисовок в прикладном искусстве, где большое место отводится декоративно-орнаментальным украшениям, разнообразные мотивы для которых черпаются из природы, растительного и животного мира.

Для этого исполняются специальные зарисовки как целого объекта, так и его частей или деталей (например, какое-либо растение, его ветка с листьями, отдельно листья, цветы и плоды; птица, ее голова, крыло, перо, нога) (рисуеок 11, 12). Образцы различных по назначению зарисовок приводятся в дальнейшем в иллюстрациях.

Такие зарисовки людей обычно являются исходным материалом, который перерабатывается в композиционный, орнаментальный или другой мотив, в точный графический рабочий рисунок многократно ритмически Повторяющегося фрагмента («раппорт»). Разработка «раппорта» относится к дисциплине «Специальная композиция», которая изучается в учебных заведениях прикладного искусства.

Поэтому при исполнении зарисовок обязательно учитывается и конечный пластический материал, в котором будет реализован художественный замысел.

Если во время обучения изобразительному искусству наброски и зарисовки людей имеют вспомогательное значение, то к концу обучения и после окончания учебного заведения, когда учащиеся начинают самостоятельную творческую работу, владение искусством наброска и зарисовки безмерно расширяет их творческие и технические возможности. Они могут получить даже самостоятельное художественное значение.

Так, в последние годы отводится значительное место так называемому «графическому репортажу».

Часто серии зарисовок и набросков на одну общую тему репродуцируются и монтируются в качестве самостоятельного хроникального или иллюстративного материала к заметкам и статьям в газетах и журналах и т. п.

В работе над быстрым наброском и зарисовкой возникает одна и та же задача- анализ восприятия натуры.

Начинается с освоения азов интересующего вида искусства. Так, для игры на музыкальном инструменте необходимо выучить ноты и проиграть немало этюдов. Прежде чем начать хорошо танцевать, желательно подготовить своё тело физическими упражнениями. Изобразительное искусство строится на приобретении умения переносить окружающий мир на плоскость. Это может быть бумага, холст, изделия из дерева, металла и т. д. Первым шагом в освоении рисования могут стать наброски карандашом на бумаге.

Подготовка к работе

Само понятие набросок подразумевает в себе изображение чего-либо без прорисовки всех деталей. При этом сам рисунок должен передавать суть, нести информацию. Допускается выделение некоторых деталей.

Прежде чем начать рисовать карандашом, необходимо подобрать его по уровню жёсткости. Существует три основных вида:

  • Твёрдые (ТВ, НВ) - используются для лёгких, едва заметных линий.
  • Средней мягкости (ТМ) - ими подчёркиваются более выделяемые и чёткие элементы.
  • Мягкие карандаши (М, В, 2В, 4В) - хорошо подходят для ретуширования (выделение наиболее тёмных мест и ярко выраженных деталей).

Второе, что необходимо учитывать при работе над набросками и зарисовками - это бумага. Очень гладкая, почти глянцевая структура затруднит нанесение частиц грифеля карандаша, а сильно шершавая, наоборот, сделает работу похожей на тиснение. Если «на глаз» ещё тяжело определить, то можно попробовать где-нибудь с краю сделать несколько штрихов, подобрав оптимальный для себя вариант бумаги.

Зарисовки карандашом не должны занимать много времени. В среднем это 5-7 минут. Начинать лучше с простых элементов. Это может быть ветка дерева, несложный цветок, предмет интерьера. Цель - передать узнаваемость и смысл рисуемого объекта в нескольких штрихах. Не стоит переживать, если сразу не получится. Прежде чем работа будет доведена до автоматизма, пройдёт достаточно времени, но оно того стоит. А если к усердию присоединится ещё и талант, то результат может превзойти все ожидания.

Основные требования к работе над набросками

Начинать наброски карандашом надо в такой последовательности:

  1. Выбрать ракурс, определить расположение на листе, отметить размер.
  2. Определившись со всеми параметрами, необходимо наметить несколькими штрихами изображаемый объект.
  3. С помощью штриховки подчеркнуть более тёмные места (это может быть тень или углубление).
  4. Если объект находится в движении, постараться указать направление.
  5. Для придания реалистичности можно прорисовать отдельную деталь, например, глаза, лепесток цветка, наиболее выделяющуюся часть предмета.
  6. Штрихи наносятся быстрым и чётким движением. Не допускается обводить, но при этом можно накладывать новые линии поверх уже нанесённых.


Делая наброски карандашом, первое время можно использовать ластик, в дальнейшем его нужно исключить (характерная особенность зарисовок и набросков - отсутствие возможности затирания).

Не нужно бояться неточностей в пропорциях, нанесения лишних линий - всё приходит с опытом. С каждой последующей работой погрешности будут уменьшаться, линии становиться чётче. Это называется «набить руку». Но даже первые работы, выполненные неуверенной рукой, могут пригодиться.


Наброски как основа будущих картин

Сделанные в разное время и различных местах наброски карандашом, несмотря на примитивность и кажущуюся незаконченность, могут послужить для создания полноценной картины. Например, из сделанных зарисовок различных цветов может получиться хороший натюрморт. При рассматривании набросков летящих птиц, веток деревьев, память восстановит недостающие элементы окружающей природы, что позволит создать пейзаж.

Каждый набросок несёт в себе частичку жизни, маленький миг, перенесённый на лист бумаги. Выполненный за короткий промежуток времени, он может стать на будущем полотне памятью на долгие годы.


Положительные стороны в работе

Если часто выполнять наброски рисунков карандашом, вырабатывается своя техника, точность движений, уверенность в результате. С каждой последующей зарисовкой улучшается способность видеть главное, не обращая внимания на второстепенные детали. Расширяется кругозор, вырабатывается наблюдательность, развивается зрительная память.

Зарисовки карандашом могут делать люди разного возраста, независимо от рода деятельности и места проживания, уровня достатка и положения в обществе. Для этого необходимо только желание и стремление достичь результата, а карандаш и кусочек бумаги найдутся у каждого.

Practicum

Полностью заголовок звучит так: «Хочешь стать художником, научиться рисовать, писать, компоновать, отражать и выражать – делай наброски!» Вот вам вся мудрость веков, и все секреты мастерства в коротком послании. Как все гениальное - просто для понимания, и сложно для выполнения. Чтобы начинать делать наброски не требуется специальных технических средств, дорогостоящих материалов и серьезных навыков. Сложность только в одном – делать их надо постоянно.



Графический багаж

Минимум 15-20 набросков в неделю – гласит школьная установка. Лучше - если каждый день, каждый час... Чтобы не вырабатывать в себе комплекс вины по этому поводу, отнеситесь к заданию как к игре. Представьте, что вас навсегда лишили дара речи или, например (что больше будет походить на правду), соотечественники перестали вас понимать. Все, что вы можете – это рисовать и все что у вас осталось – это язык линий и тона. Набросок – это средство общения или коммуникации, если хотите. Вы не говорите – вы показывайте!

И еще – у вас совсем отказала память. Вам все время приходится записывать, собирать наблюдения, копить приметы, фиксировать, так сказать, ускользающие детали мироздания. Создавайте ваш графический багаж, библиотеку путешественника на этой земле. Иначе ваш рассказ потомкам будет не точным, доводы - не убедительны, а маршрут - неверным. Как у графоманов одни общие места: «Сказочное кафе, прекрасная незнакомка, а в небе засеребрилась…». Изматывающая работа над образом перестанет быть бесплодной, благодаря наброскам и небольшими зарисовкам с натуры. Делая наброски, вы подсознательно отбираете материал для будущих картин. Леонардо да Винчи и особенно Ватто постоянно накапливали наблюдения в свои альбомы, не преследуя никаких специальных целей, но затем в нужный момент извлекали запечатленные в альбомах мотивы, необходимые для их композиций. Напротив, Веласкес и Ф. Гальс почти не пользовались предварительными рисунками и этюдами и сразу приступали к работе над картиной.

«Основное качество художника, заключающееся в том, что надо смотреть на природу не равнодушным взглядом наблюдателя, а влюбленным, проникновенным взором, мысленно отбирающим и отмечающим то, что по душе». Н. Рерих


Сегодня, чем бы вы ни занимались, все начинается с наброска. Будь то настенная роспись, небольшой рисунок, проект интерьера. Ну так и начинайте с него.

  • Набросок (иначе кроки – croquis), который может быть подготовительным, но и совершенно самостоятельным, независимым от какой-либо будущей работы, своего рода художественный афоризм, который стремится не к полноте впечатления, а как бы к сгущенному знаку действительности. Главное очарование наброска – в его свежести и быстроте, главный его признак – индивидуальный почерк художника. Среди выдающихся мастеров наброска следует вспомнить Пармиджанино, Гейнсборо, Браувера, Рембрандта, Ватто, Тьеполо. (Б. Р.В иппер. "Введение в историческое изучение искусства").



До XV века существовал обычай делать только один эскиз со всеми деталями (для фрески или алтарной картины). Л.-Б. Альберти требует нескольких эскизов, и это становится обычаем для художников. Но методы у них при этом различные. Леонардо делал несколько вариантов, из которых выбирал лучший, по его мнению. Рафаэль, напротив, последовательно разрабатывал один и тот же вариант. Различны и приемы композиционных эскизов у мастеров XVI века. Леонардо и Рафаэль пытаются сначала установить позы и движения фигур на обнаженных моделях, а потом уже драпируют их. Генуэзский живописец Лука Камбиазо геометризировал схему композиции, упрощал фигуры в виде кубов и многогранников. Тинторетто для изучения ракурсов и световых эффектов делал небольшие модели комнат, подвешивал к потолку маленькие восковые фигурки и освещал их свечками в окнах. Голландский классицист конца XVII века Герард Лересс советовал ученикам изучать мимику и движение действующих лиц на собственной фигуре у зеркала. Давайте продолжим список.

Виды набросков

1. рисование объектов (пейзаж, человек, животные…)
2. композиционные
3. архитектурное проектирование, дизайн

Способы рисования

1. линейный
2. линейный с тоновый проработкой
3. схема
4. комбинированный


Методика

Начинайте легко, мастерски. Не надо с перекошенным лицом вымерять карандашом пропорции, чертить линии, оси, зажимать голову в тиски (иногда это полезно на определенном этапе обучения). Выбирайте время для тренировок, выходите в народ. Одним из таких мест всегда были вокзалы. Где еще в одном месте можно собрать столько фактуры, типажей, реальных героев...

    «Моего труда в мастерской только десятая доля: главная моя работа на улицах и в чужих домах. Я учусь жизнью, я тружусь, глядя в оба глаза; мои сюжеты рассыпаны по всему городу, и я сам должен их разыскивать». П. Федотов
Работайте с «неудобной» натурой. Животные, дети, прохожие на улице – они не позируют. У «неудобства» есть главное развивающее свойство - надо успеть, надо сделать, поймать момент, не забыть, «схватить» характер. Вы все равно все не успеете! Подключается рисование по памяти, под впечатлением от увиденного. Рисование по памяти, - ключ быстрого роста. Вы уже через месяц не узнаете себя, если начнете применять этот метод.
«…развивайте свою память. Ибо природа никогда вам не даст ничего, кроме справки». Э. Мане

Для этого нужно постоянно носить с собой какою-нибудь основу и то, что может на ней оставлять след. Я специально не называю готовые решения - не должно быть готовых решений. Меняйте цвет бумаг, устоявшиеся приемы рисования сознательно. Вообще избегайте комфортного рисования с сонного натурщика. Торопитесь. Есть только миг, пара минут. Шариковая ручка, перо, сангина, уголек от костра, чайный пакетик…, да мало ли что в этот момент окажется под рукой. Я встречал подписи к произведениям типа: «Бумага, карандаш, сангина, кофе, бутерброд с сыром».


Советы

А что делать, если нет времени ходить «на наброски»? Если вы студент - рисуйте (не только записывайте) лекции. Постоянно сопровождайте набросками свои конспекты, делайте шаржи на друзей, иллюстрируйте письма – все, что пытаетесь передать вербально.

Есть академическая байка времен застоя про одного студента из Кореи. Он совсем не мог говорить по-русски, но неплохо понимал, и как все братья азиаты прилежно учился. Как-то педагог по истории искусств заметили, что кореец все время что-то рисует и попросил показать. Тот объяснил (как мог), что он так конспектирует. Выяснилось, что кроме текста он успевал, всего за несколько секунд пока показывают слайд, нарисовать узнаваемо и с подробностями картину или памятник архитектуры, который появлялся на экране. Представляете: за два года обучения, он перерисовал всю программу по истории искусств.



Если вы уже не студент – то же самое. Берите лист бумаги и «показывайте» что вы собираетесь продвигать. Вы заметите, что это не только помогает вам яснее представить задуманное, упрощает понимание, но и развивает память. Вы отчетливее видите цель и быстрее ее достигаете. Такова природа процесса. Парадоксально, но чем быстрее мы читаем, тем лучше понимаем прочитанное. Чем быстрее и эмоциональнее мы рисуем, тем лучше мы схватываем пропорции, цвет, острее видим композицию. Правда, стоит добавить, требуется анализировать результаты того, что вы сделали и… повторить эксперимент.Если вы не выходите на улицу – рисуйте автопортреты, виды из окна, родственников. В конце концов, людей в телевизоре, и на видео в мониторе. Но это уже другая реальность. Если вы концептуалист, авангардист и дизайнер: рисуйте, по совету Леонардо, трещины на стене.



Главное

1. Старайтесь сохранить непосредственность и живость.
2. Следуйте простоте художественной выразительности.
3. Фиксируйте движение, характер, фактуру.
4. Не забывайте про детали, (если нужно делайте записи на полях, даты).
5. Рисуйте по памяти.
6. Сохраняйте наброски. Даже неудачные каракули – это код (шифр) передачи данных. Просматривая заброшенные почеркушки, самораспаковывается архив памяти, включаются эмоции, с которыми вы тогда работали, возобновляется энергия к творчеству.



И чем быстрее вы начнете это делать – тем скорее достигнете результата. Чем артистичнее и смелее будут наброски, тем художественнее будет ваше творчество. Чем разнообразнее по материалам и технике - тем виртуознее и богаче последующие произведения. Начинайте прямо сейчас.

  • В статье использованы как произведения старых мастеров, так наброски студентов Санкт-Петербургского академического института им. И. Е. Репина. Руководитель доцент В. Могилевцев.

образцы


error: