Понятие симметрия и асимметрия в композиции. Воздействие и применение симметричного построения. Правило золотого сечения

Для того, чтобы выучить досконально экспозицию и все возможности камеры — необходимо три месяца. Чтобы научиться работать со светом — полтора года. А вот композицию ты будешь учить всю свою жизнь.

Привет. Сегодняшний урок по композиции. Давай подумаем с тобой, что это такое. Если верить википедии, то композиция - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т.п.

Вооружены точками, осями и плоскостями. Симметрия - это одно из тех понятий, которые легче понять, чем описывать или понимать строго. Требуется меньше времени, чтобы оценить симметрию в крыльях бабочки, чем то, что требуется, чтобы сказать: «операция симметрии - это математическое преобразование, которое приводит к идентичной фигуре оригинальной или зеркальной копии». Первые систематические классификации симметрии пришли к изучению минеральных кристаллов. Но для классификации кристаллов сначала необходимо систематизировать возможные комбинации элементов симметрии.

Но на самом деле все немного сложнее. Композиция – это психология. Композиция – это эмоция, которую испытывает человек, глядя на фотографию. Понимание этого прийдет к тебе через несколько лет изучения фотографии. А пока давай вернемся к основам.

Геометрическую композицию можно разделить на несколько видов и законов.

Симметричная и ассиметричная композиция

Тут все достаточно просто. Основа симметричной композиции — равновесие. В симметричной композиции все элементы расположены практически зеркально по отношению к центральной оси картины.

Вооружившись осями вращения, плоскостями отражения и центрами инверсии, кристаллографы установили все возможные комбинации этих элементов, всего 32 кристаллических класса. Точная симметрия, которая применяется к конечным объектам, таким как кристаллы, была доминирующей. Но если мы также вводим перевод как элемент симметрии, мы находим мир сетей и регулярных мозаик, в которых пространство может периодически заполняться ограниченным числом возможных симметричных комбинаций, пространственных групп.

Левая рука и правая часть фигуры связаны плоскостью симметрии, перпендикулярной плоскости изображения. Если вместо плоскости мы применяем двоичную ось вращения к левой руке, результат будет такой же левой, но видна стороной его ладони. Инвестиционный центр связывает точку с объектом или мотивом с его равноудаленным изображением от точки и перевернутым.

В то время как в асимметричной композиции элементы произведения могут быть расположены самым разнообразным способом в зависимости от замысла.

Уравновешенная и неуравновешенная композиция


Самый простой способ уравновесить композицию - расположить объект съемки по центру изображения. Однако это не самое удачное решение.

Когда все это было хорошо установлено и, как это часто бывает в науке, кто-то пришел, чтобы изменить состояние дел. Роджер Пенроуз популяризировал концепцию квазипериодичности своими знаменитыми мозаиками, которые заполняют плоское пространство необычными узорами, непериодическим повторением и имели свой колофон с открытием материалы с непериодическими атомными сетями, известными как квазикристаллы.



Вертикальную симметрию можно легко получить, когда у вас есть отражающая поверхность. Вода озера, спокойная и гладкая, является идеальной средой для создания этой идеальной симметрии, пока фотограф хорошо держится и правильно управляет топорами. Очевидно, что дом у озера, автомобиль или проходящий прохожий будет соответствовать последовательности вашей фотографии.

Если сместить объект в сторону - равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке. Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект.

В фотографии зачастую вес заменяется объемом, цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Равновесие в кадре может быть достигнуто и введением в общую композицию элементов освещения, светового пятна, блика и так далее.

Используйте все виды декораций, это будет ключом к успеху ваших фотографий. Часто симметрия - это выход из центрирования объекта, который нельзя сфотографировать каким-либо другим способом. Мастерство различных линий поможет вам изучить сложную композицию. В общем, мы склонны фокусироваться только на том, что происходит в центре картины. Но напротив, это факт создания картины на картине, которая направляет наш взгляд.

Симметрию животных можно использовать как в портретах человека. Важно то, что вы правы в центре, на том же уровне и лицом к объекту. Павлин, увиденный сзади, является ясным графическим источником, но лошадь, увиденная спереди или рогами быка, увиденного сзади, также сделает отличные эстетические образы. Обратите внимание на различные элементы вокруг или на заднем плане, которые могут нарушить композицию. В общем, несбалансированный образ потеряет свой смысл и будет привлекать меньше внимания зрителя.

Статичная и динамичная композиция

Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения, несут в себе глубину философию.


Динамичной композицией называется та композиция, в которой присутствует движение. Динамику в изображение можно показать диагональными линиями, отсутствие же диагональных направлений сделает изображение статичным.











Сейчас эта страница расширяется. Могут произойти значительные изменения в содержании. Баланс - это искусство гармонизации различных визуальных сил. В основном баланс происходит во взаимодействии между визуальными элементами и поддержкой, на которой формируется визуальная коммуникация.

Отсутствие свободного пространства перед движущимся объектом производит статику, а наличие свободного места придаст динамичности картине.

Подчеркнуть движение можно с помощью размытого фона и нечетких контуров. Для передачи движения нужно выбирать определенный момент, который наиболее ярко выражает характер движения, является его кульминацией.

Пустой носитель уже является полем, отмеченным точками питания. Особенно центр поддержки является сильным моментом в композиции. Например, Леонардо, например, поставил фигуру Христа на Тайной Вечере. Одним из самых традиционных способов достижения баланса в визуальной коммуникации с использованием сильных сторон поддержки является так называемое правило третьего. Грубо, поддержка разделена на три части, и цифры помещаются в соответствие с линиями и пересечениями деления, как видно из примера слева.

С другой стороны, одна из метафор, используемых для объяснения визуального баланса в изображении, - это шкала. Вертикальная ось, проходящая через центр опоры, разделяющая состав, будет балансом. Из двух сторон этой оси элементы должны быть распределены таким образом, чтобы ни одна из сторон не казалась более тяжелой.


Большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение. В статичной композиции нет кульминации действия.

Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершенность. Статичные композиции почти всегда симметричны и замкнуты, а динамичные — асимметричны и открыты.

Вес, здесь, очевидно, не в направлении гравитационного веса, но, да, вес как привлекательная визуальная сила. Таким образом, интенсивный ярко-красный был бы тяжелее мягкого голубого голубого. Например, чтобы сбалансировать две области в композиции с этими двумя цветами, область в небе синего цвета должна быть намного больше площади красного цвета, чтобы компенсировать большую интенсивность красного цвета.

Наконец, баланс может быть статическим или динамическим. Статическое равновесие получается с помощью симметрии. Динамический баланс достигается за счет точного взвешивания сил каждой фигуры. В течение тысячелетий эволюции видение развивалось как реляционный смысл, то есть как чувство, которое сравнивает, в разуме, различные величины, ясности или расстояния. Например, наши предки увидели волка вдали. Подходит ли он к нам или уходит? Достаточно ли этого, чтобы не угрожать нашей безопасности?

Линейная и тоновая композиция


В фотографии ритм – конкретный и довольно мощный художественный прием, имеющий точную направленность. Этим словом называют упорядоченный повтор в пространстве кадра основного композиционного мотива (деталей изображения). Зачем и когда его применяют? Подобные композиционные построения используют, когда хотят подчеркнуть такие характеристики, как множество, организованность, закономерность, протяженность, масштаб.

Таким образом, визуальное восприятие никогда не было пассивным, то есть простой записью светящихся качеств. Напротив, наше выживание всегда зависело от быстрых сравнений и визуальных измерений, постоянных и, скажем, драматических. В каждом взгляде есть неотложность, которую даже сегодня испытывает тот, кто все еще пересекает оживленный проспект великой мегаполисы.

Визуальные силы тогда были бы не силами в физическом смысле этого термина, а скорее формальными визуальными аспектами, которые содержат некоторый мотивационный или выразительный компонент. То есть, по сравнению с другими формальными аспектами, то, что мы называем «визуальной силой», является наиболее интенсивным визуальным элементом, более привлекательным или более значимым для наблюдателей. Конечно, есть люди, более или менее чувствительные к этой визуальной мотивации, а также формальные аспекты, которые более или менее мотивируют.

Ритм способен управлять восприятием пространства. Лестница при взгляде на нее с верхней ступени кажется ниже, чем если смотреть вверх от ее подножия. Со второй точки видно гораздо больше горизонтальных параллельных линий. Таким образом, фотограф способен описать глубину кадра. Очевидно, что не только по вертикали, но и во всех трех измерениях.

Поэтому, чтобы достичь баланса в визуальной коммуникации, мы должны рассмотреть различные визуальные силы, присутствующие, чтобы они гармонизировали, не отменяя. Если в визуальной коммуникации есть баланс, тогда существует более понятная ясность и выразительность.

Если визуальные элементы не сбалансированы, то есть визуальная связь, которая является неглубокой и запутанной. Первая визуальная сила, которую мы представляем, характеризуется концепцией центральности. Концепция центра определяет место, то есть определенное пространственное положение. Центр является значительным местом, а также дающим смысл. То есть, поскольку это «пустое» место, любая фигура, занимающая центральное положение, сразу «наследует» расширение ее значения.

Увеличить или ослабить динамику снимка тоже можно с помощью ритмического рисунка. Для этого применяют не равномерный повтор элементов изображения, а затухающий или усиливающийся. Определения, которые относятся к музыкальным ритмам, вполне подходят для характеристики фотокомпозиции.

Композиция, заключенная в геометрические фигуры, диагональная

Диагональные линии играют важную роль в композиции кадра. Благодаря им можно создавать направление взгляда зрителя так, как это нужно фотографу. Следуя этим линиям, зритель видит самые важные вещи в кадре.

С физиологической точки зрения, центр зрения идентифицирован лютеиновой макулой. Это центральный регион нашей сетчатки, отвечающий за наше самое точное и точное видение. Вокруг макулы видение периферическое и более рассеянное. Когда мы внимательны к чему-то, мы направляем фокус нашего видения на объект, который привлекает наше внимание. Видение фокусируется на объекте и делает его «центром нашего внимания». Таким образом, центр зрения является наиболее точным и интенсивным моментом нашего внимания и, следовательно, нашего сознания.

Центр определяется его контурами. То есть, сколь бы сложными они ни были, контуры, которые отмечают центр любой фигуры. Центр - это область пространства, эквидистантная от всех ее полей. Нет центра без контура. Чем более неточными поля, тем сложнее определить центр.


Так-же для выбора композиции можно использовать и геометрические фигуры. Самая простая фигура — треугольник. И именно треугольники усиливают зрительное впечатление от кадра.

И чем больше треугольников будет использовано в кадре, тем сильнее будет выглядеть композиционная составляющая.

С точки зрения визуальной коммуникации первым центром, который представляет собой, является то, что определяется контурами поддержки. Если поддержка прямоугольная, например, центр легко воспринимается и идентифицируется, как мы видим в примере ниже, через пунктирные линии.




Другие более сложные опоры также имеют идентифицируемые центры. Ниже мы видим знаменитую фреску «Школа Афин» Рафаэля. Обратите внимание, что верхняя часть опоры полукруглая, определяемая аркой стены, где находится фреска. Кроме того, обратите внимание, что мы очертили контуры картины желтыми линиями, а оттуда мы идентифицируем центр фрески с зелеными линиями. Даже несмотря на несовершенство нашего графического анализа, точный центр фрески занят книгой «Тимей», которую Платон держит в руках.

Правило золотого сечения

Использование правила золотого сечения, позволяет нам достичь гармонии в композиции с помощью определенных пропорций и чисел. Считается, что первым вывел это понятие Пифагор (VI в. до н.э.) позаимствовав знания у египтян и вавилонян. Это правило применяли математики, архитекторы, художники, биологи.




Власть центра давно признана и использована художниками. Важность фигуры императора подтверждается визуально, среди других аспектов, потому что она расположена в центре группы цифр. Точно так же значение каждой фигуры определяется в соответствии с расстоянием, которое от императора, то есть, когда оно отходит от центра. Например, мы знаем, что сразу справа от императора находится Велисарий, а слева от императора - Нарсес.

Оба были важными византийскими генералами.


Еще раз мы помним, как мы делали в нескольких других темах, затронутых в Художественном классе, что не лучше и не хуже занимать центр среды. Речь идет о выборе наиболее эффективной стратегии визуальной коммуникации.


Если говорить точнее, золотое сечение — это деление целого на две не равные части, в соотношении что меньшая часть относится к большей, как большая часть ко всему целому и наоборот.

Когда мы говорим о фотографии, то мы плоскость нашей картинки делим на части по принципу золотого сечения. То есть от края каждой плоскости на расстоянии 5/8 и 3/8 проводим линии. Точки пересечения линий зачастую называют — «зрительным центром», так как взгляд человека задерживается именно в этих точках, и там мы стараемся размещать главные объекты композиции.

В своей камере вы можете включить сетку в видоискателе и расчитать где находятся эти точки, таким образом во время сьемки вы будете подготовлены и будете знать где лучше размещать объекты сьемки.

На правиле золотого сечения базируются еще одно популярное правило, часто используемое фотографами.

Правило золотой спирали

Коэффициент пропорциональности в золотом сечении, на котором и держатся изобразительные искусства, приблизительно равен 1,618. В эпоху Возрождения считалось, что именно эта пропорция, больше всего радует глаз. Этот коэффициент получил название число «Фи», от имени великого математика средневековья Леонардо Фибоначчи. Который вывел свою числовую последовательность, занимающую умы и по сей день — сумма двух соседних чисел последовательности дает значение следующего за ними (например, 1+1=2; 2+3=5 и т.д. 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233), что подтверждает существование так называемых коэффициентов Фибоначчи, т.е. постоянных соотношений.

Если вы возьмете последовательные пары из этого ряда, и будете делить большее число из каждой пары на меньшее, то ваш результат будет постепенно приближаться к золотому сечению. По системе этого коэффициента строятся многие природные явления: расположение семян в подсолнухе, строение крыльев насекомых и спирали раковин у ракообразных.


Используя эту спираль при построении композиции в кадре (ее можно перевернуть вверх ногами или в другую сторону), мы получим кадр с четко выраженным предметом в центре спирали. На 5, 8, 13 и 21, у нас придутся основные элементы композиции, на 34, 55 и 89 – дополнительные (второстепенные), а на 144 – фоновые. То есть, выстраивая спиральную композицию, нам придется учитывать много факторов, зато мы сможем выделить главное.

И не забывай, что любая композиция может быть как односоставной, т.е. использовать всего один из законов, так и многосоставной, сочетая в себе несколько выше перечисленных видов композиции.


Существуют два основных способа создания флористических работ - симметричная и асимметричная постановка материала.

I. Симметрия

Если основной мотив композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной композицией.

Если основной мотив расположен не в центре, и получаются разные длины сторон по его краям, то получаем асимметричную композицию.

Рассмотрим сначала симметричное построение и некоторые правила его выполнения.

Принцип образования симметричной композиции

Ось композиции - подразумеваемая вспомогательная линия - должна проходить через ее геометрическую середину. Она же является одновременно и осью симметрии.

Оптический центр тяжести должен находиться на оси, а значит и основной мотив композиции должен обязательно находиться на этой вспомогательной линии. Он и будет зрительно разделять саму композицию на две половины.

Симмметрия бывает:

* зеркальная (материал зеркально расставлен относительно оси), рис 1
* зрительная (оптическая - добиваемся при помощи схожих цветовых решений, ставим при этом различный материал), рис 4
* вертикальная, рис 1
* горизонтальная, рис 4
* радиальная или лучевая (чаще наблюдается в круглых работах, например венках), рис 2 и 3

*симметрия при постановке нескольких работ, так называемая групповая симметрия (работы расположены на одинаковом расстоянии, могут иметь похожее расположение материала)


Все, что находится на одной стороне, должно повторятся на другой стороне, иметь одинаковый цвет и вид, распространяться на равное расстояние от оси группы и быть на равной высоте и глубине.


Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.

Воздействие и применение симметричного построения

Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным.

Симметричная композиция легко понимается, воздействует ясно и строго, как геометрическая фигура. Таким образом, она олицетворяет что-то ясное и измеримое, статически спокойное и архитектурное. Синонимами для нее являются: замкнутость, концентрация, спокойствие, достоинство, строгость, торжество.

Поэтому принцип симметрии является подходящим для торжественного или официального случая, украшения церковного праздника, декораций сцены для праздников.

Флористы используют следующие симметричные средства композиций: формовые деревья,гирлянды,цветочные колонны или цветочные пирамиды, декоративные аранжировки и даже цветочные стены.

Если флорист хочет смягчить строгость симметричного построения, он может использоваться более свободные отдельные мотивы, более светлые и нежные цвета, изящно свисающие формы.

Композиции, выполненные в декоративном стиле, имеют геометрически ясные очертания и отвечают требованиям ясности и простоты, даже если выполнены в декоративном стиле и имеют капле-, куполо- и конусообразную форму.

Форма-линейно- экспозиции крайне редко бывают симметричными. но в этих редких случаях они действуют необычно и притягательно.

Так как симметрия имеет правильное воздействие только в центральной перспективе, композиции должны устанавливаться соответственно.

Симметрия внутри группы

В центре — главный элемент, вспомогательные — на равном расстоянии о главного. Может получаться 2 оси симметрии.

II. Асимметрия


В отличии от строгого порядка симметрии, асимметрия называется свободным порядком. Хотя свобода и непринужденность на самом деле мнимая. Флорист должен обязательно знать правило баланса и уметь его применять, а поэтому создание асимметричных композиций оказывается более сложным, чем симметричных.

Принципы создания асимметричной композиции

Первый, и самый важный принцип - основной мотив нельзя разместить на геометрической середине композиции, иначе получится симметричная группа. В большинстве случаев основной мотив размещают в правую или левую треть основной площади.

Между геометрической серединой и основным мотивом или на самом основном мотиве лежит ось всей группы с ее центром тяжести. Она может быть установлена только чувственно, а не геометрически, как при симметричной структуре.

Все части, которые дополняют основной мотив, являются разными по виду, высоте и глубине. Рядом с главной частью расположена второстепенная, а на другой стороне группы - третья часть, которая изображает оптическое весовое равновесие. Здесь действует закон рычага, и поэтому чем меньше и, соответственно, легче изображен противоположный основному мотив, тем дальше он должен быть поставлен, чтобы соблюдался баланс всей группы в целом.

Баланс может регулироваться следующими способами:

* Изменением оптического веса основной или второстепенных частей
* Удалением или приближением части к групповой оси
* К трем основным элементам могут быть добавлены и другие связующие части экспозиции.

Основная фигура асимметрии - это неравносторонний треугольник, который объединяет три мотива. Во всех асимметричных структурах - от маленьких подставок до больших цветочных декораций - он играет большую роль.

Воздействие асимметричной структуры

Принцип асимметрии, как уже сказано выше, называется еще свободным порядком, так как флорист может группировать экспозицию без строгой закономерности. Ее части смотрятся вместе как собранные непринужденно.

Создать асимметричную экспозицию достаточно сложно, так как далеко не все в ней подчинено строгим правилам геометрии. Наблюдатель часто может находить ее прекрасной, не понимая, что именно вызывает такие чувства. Это делает асимметричную группу привлекательной, и фантазия имеет здесь неограниченную возможность.

Воздействие асимметричных композиций хрупкое, свободное, непринужденное, случайное. Так как каждая часть неповторима, различия становятся более видимыми и эффектными, чем в симметрии. Чувствуется движение, действие и противодействие, созвучие. Поэтому асимметрия имеет что-то общее с сущностью всего живого материала экспозиции.

Таким образом, оживленность и развитие, свобода и разнообразие цветов и растений в асимметричных группировках выражаются лучше, чем в симметричных. Это воздействие можно усилить богатством комбинаций цветов с мягкими тонами, или применением графических форм.

Смягчить асимметрию можно с помощью ясного одного- или двухцветия, или посредством симметрично оформленных отдельных частей.

Применение асимметричной структуры

Она используется для всех вегетативных, форма-линейных стилей. Асимметричные группировки позволяют взгляду свободно перемещаться по всем частям экспозиции, в то время как симметричная группа приковывает взгляд к середине.

В больших декорациях, тематических экспозициях асимметрию используют в том случае, если есть веселый, жизнерадостный или романтический повод. А в траурной композиции ее можно использовать только в том случае, если хотят подчеркнуть личность умершего.

error: