Пример асимметрии рисунок. Большая энциклопедия нефти и газа

Симметрия и асимметрия - два противоположных мето­да организации пространства.

Симметрией называют одинаковое расположение рав­ных частей по отношению к плоскости или линии.

Простейший вид симметрии - зеркальная симметрия. В этом случае одна половина композиции является как бы зер­кальным отражением другой. На чертежах плоскость симмет­рии изображается линией, поэтому ее часть называют осью симметрии.

Способность успешно проводить химическую реакцию на разрушение органических молекул спин-поляризованных электронов поможет нам исключить некоторые из теорий, объясняющих дисбаланс частиц. Мы также хотели посмотреть на физику процесса, - говорит Гай. Вместе со своими коллегами Гай решил провести лабораторный эксперимент. Физики запустили низкоэнергетические спин-поляризованные электроны на газообразном камфорном бромиде, органическом соединении, используемом в качестве седативного средства. В результате некоторые электроны были захвачены молекулами газа, а затем возбуждены.

Существует помимо зеркальной симметрии, симметрия центрально-осевая, винтовая, симметрия относительно диа­гонали.

Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, уси­ливая соподчиненность частей. Красота симметричной композиции за­ключается в равновесии частей, статичности, законченности.

Затем молекулы разлагаются, образуя ионы бромида и другие высокоактивные соединения. Измеряя поток ионобразования, исследователи смогли определить, как часто каждая реакция происходила для каждого отдельного спин-поляризованного электрона. Исследователи обнаружили, что левые молекулы бромоуглеродов чаще реагируют с правыми электронами, чем зеркальные копии. Противоположное доказано также и для правых молекул газа. При наименьших энергиях спиновые спины опрокидываются, что приводит к противоположной асимметрии.

Асимметрия оказалась небольшой, но довольно заметной. Его главный успех, команда ученых назвала эксперимент на низких скоростях и энергиях. После стольких лет неудач результаты были окончательно получены, и химики могут сделать первый вывод к уже сложившейся гипотезе Вестера и Уилбрихта.

Нарушенную, частично расстроенную симметрию назы­вают дисимметрией . Дисимметрия широко распространена в живой природе. Человек также дисиметричен.

Незначительное изменение в симметричной композиции немедленно нарушает равновесие, привлекает внимание, соз­дает акцент. Часто нарушенную симметрию используют как художественное средство для получения острого эмоциональ­ною эффекта. Но эти «отклонения» требуют мастерство и чувство меры.

Критики этой теории и эксперимент Гая и его коллег сообщают, что нет преднамеренной естественной асимметрии. Эксперимент, по их мнению, только подтверждает киральную симметрию и наличие ошибок, вызванных фоновыми явлениями. Тем не менее, по мнению исследователей, появление спин-поляризованных электронов сделало все живым, чтобы стать хирально-селективным. Но нет ответа на вопрос о том, как возникли первые спин-поляризованные электроны.

В обоих случаях электроны должны летать намного быстрее, чем в эксперименте Гая, но он говорит, что электроны могут значительно замедлиться, не теряя своей хиральности. Однако ученым еще предстоит определить, действительно ли спин-поляризованные электроны образуются в результате β-распада, а не каких-либо других физико-химических процессов.

Противоположным симметрии методом построения и организации пространства является – асимметрия.

Единство, целостность является целью построения асимметричной композиции так же, как и симметричной. Но, в отличии от симметричной композиции, в асимметричной композиции необходимо достичь зрительного равновесия.

Асимметричная композиция более гибка по сравнению с симметричной, она дает возможность неповторимого сочета­ния элементов и поэтому всегда индивидуальна.

Ученые также отмечают, что взаимодействие левых электронов с органическими молекулами не является единственным возможным объяснением хиральной асимметрии жизни. Экспериментально доказано, что круговой поляризационный свет, возникающий в результате рассеяния света в атмосфере Земли и нейтронных звезд, также способен передавать свою ориентацию на аминокислоты.

В будущем Гай и его коллеги планируют провести больше экспериментов с другими молекулами газа, чтобы записать больше статистических данных об асимметрии. Вайберг, один из великих физиков нашего времени, поддерживает его: Принципы симметрии давно известны. Они очень важны, потому что они диктуют форму естественных законов. Келлер также воспринимает большое значение симметрии: «Исследования симметрии элементарных частиц вызывают мысль о универсальной симметрии, существующей в природе». Из сказанного мы можем заключить, что сам Универсальный Закон о создании и развитии самой материи является симметричным законом.

Рисунок 22- Симметрия, асимметрия


Рисунок 23- Симметрия, асимметрия

Рисунок 24- Симметрия, асимметрия

Но имеет тысячи видов симметрии в Природе: в математике; в физике; в химии; в биологии; в творчестве художников, поэтов и музыкантов; в народном искусстве и многих других, охватывающих все сферы существования и развития мира. Таким образом, многосимвольная многосимвольная симметрия - это большая трудность, которая не позволила ей привести в единую всеобъемлющую правовую форму, которая управляет всем, что существует и развивается. Методология комплексности лежит в основе увязки естествознания с философией.

Поэтому привязка необходима для универсальности категорий, которые одинаково важны как для естествознания, так и для философии. Такими общими категориями являются: качество, количество, форма и направление. Связывая эти категории знаний с симметрией, мы можем уменьшить весь спектр симметрий до нескольких основных типов. Это шесть основных типов симметрии, которые включают асимметрию. Поскольку движение от симметрии к асимметрии и обратное движение от асимметрии к симметрии определяет существование и развитие структурных форм материи.

Рисунок 24- Симметрия, асимметрия


Рисунок 25- Симметрия, асимметрия


Рисунок 26- Симметрия, асимметрия


Рисунок 27- Рисунок в технике - гризайль

Зеркальная симметрия - это симметрия, в которой качество, количество и форма симметричны и направление асимметрично. Антисимметрия - это симметрия, в которой качество является асимметричным, а количество, форма и направление симметричны. Переходная симметрия - это симметрия, в которой качество и количество несимметричны, а форма и направление симметричны. Зеркально-неравномерная симметрия - это симметрия, в которой качество и направление симметричны, а количество и форма асимметричны. Промежуточная симметрия - это симметрия, в которой качество и форма асимметричны, а количество и направление симметричны.


2 ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Владение рисунком, различными графическими смешанными техниками и умение использовать их в практике составления композиции, приёмами работы с цветом и цветовыми композициями, умение применять на практике приёмы гармонизации различных форм и структур при создании композиции.

Применять знание основ композиции в дизайне и для достижения художественной выразительности формы.

Дисимметрия - это симметрия, в которой качество, количество и форма асимметричны, а направление симметрично. Существование шести основных типов симметрии - это запрет на существование как абсолютной симметрии, так и абсолютной асимметрии. Эти основные типы симметрии являются основой тетраплектики, поскольку они придают объективность тетраэлектическим системам и объединяют естествознание с философией. Из этого определения основных типов симметрии становится ясно, почему в материальном существовании и развитии мира не может быть абсолютных и совершенных систем.

Умения и навыки творческой деятельности, творческое мышление, наглядно-образное мышление, творческое воображение, творческие качества личности, творческие способности, также – познавательная активность, мотивация к занятиям заданной творческой деятельности, направленность на достижение успеха в ней.

Устойчивая мотивация к творческой деятельности, овладение современной методологией творчества и применение её для генерирования нестандартных идей, решение реальных практических задач и выполнение их в заданные ограниченные сроки. Понимание междисциплинарной связи основных профессиональных и общепрофессиональных дисциплин.

Это ограничение определяется направлением. Направление - это материал специальной категории, симметрия которого всегда противоположна симметрии других категорий. Именно в этой особенности направления, когда его стороны имеют различие, он становится симметричным, что отличает его от трех других категорий. Почему они становятся симметричными, когда их половины одинаковы, а если они разные, они асимметричны. В этой особенности направления выражения нового качества, когда оно симметрично, лежит корень существования и другой закон, который приводит к новому качеству без количественных изменений.


3 ГРАФИЧЕСКИЙ АКЦЕНТ

Линия. Протяжённость и развитие на плоскости в одном координатном направлении. Основные виды линейных графических форм. Основные виды графических тональных форм. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой тон, светлота, насыщенность, тональность и цветовая гамма. Отношения площадей цветовых тонов. Зрительная удалённость. Теплота, мягкость, лёгкость. Активность и эмоциональное, психофизическое воздействие на зрителя.

Таковы: частицы и античастицы, атом и антиатом, асимметричные химические молекулы, которые вращают поляризованный свет в разных направлениях и т.д. закон гласит, что: изменение направления также приводит к новому качеству. Этот закон является Законом Анти-Ситтера. Это объясняет появление нового качества без каких-либо других изменений, и есть только изменение в направлении. Для чего количественный диалектический закон был недостаточным, и диалектика не нашла объяснений для появления нового качества без количественных изменений.

Это связано с тем, что сам количественный закон является законом симметрии, который выше диалектики. Количественный закон определяется переходной симметрией, которая управляет процессами, связанными с количественными изменениями, приводящими к новому качеству. Симметричная картина законов, ведущих к новому качеству, будет завершена только путем поиска объяснения появления нового качества без каких-либо количественных изменений или изменения направления. Такое изменение внешнего вида приводит к изменению формы, которая является последней категорией, определяющей основные типы симметрии.

Пластические композиционные средства. Развитие по трём направлениям – горизонтали, вертикали и глубине. Характеристика линейно-пластической формы: направление, открытость, расположение по координатным осям, конфигурация.

Плоскостная форма: текстура, фактура, рельеф, расположение в пространстве, силуэт.

Объёмная форма: скульптурный характер, геометрический вид, степень открытости.

Это определение носит промежуточную симметрию. У нас есть такие процессы в цепной изомерии органических соединений, в аллотропии и многих других. другие. Мы приходим к определению третьего симметричного закона, который определяет появление нового качества посредством изменения формы. Изменение формы материальных объектов приводит к их новому качеству. Некоторые приводят к качественным изменениям, связанным с асимметрией качества, а остальные три пассивны для качественных изменений и связаны с симметрией.

Долгое время ученые и философы замечали, что асимметрия несет движение, а симметрия - удерживающий фактор, но они не нашли объяснения. Это объяснение можно найти в выводах о существовании основных типов симметрии, которые мы сделали, и какие выводы хорошо отражены в «Тетралектике природы». В краткой форме универсальный закон гласит: ТЕТРАСИМЕТРИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕТРАЭЛЕКТРИЧЕСКИХ КОНТРАКТУР. В этом случае молекула называется хиральной, то есть имеет хиральность. Несовместимость означает, что объем, который занимает одну молекулу, не может точно соответствовать другой структурно идентичной молекуле всеми возможными способами ее ориентации.

Пространственная форма: движение в глубину, движение вокруг. Фронтально-пространственная композиция: конфигурация форм, ритмическое построение, графическо-пластическая моделировка. Объёмно-пространственная композиция: развитие пространственных элементов в трёх направлениях при соблюдении компактности, восприятие с разных сторон, зритель снаружи; планировочное мышление и пластическое моделирование.

Причиной этого является то, что две молекулы состава и структуры имеют различное пространственное расположение атомов, то есть различные конфигурации и, следовательно, являются конфигурационными изомерами. Асимметричные молекулы являются хиральными. Атом, окруженный четырьмя различными заместителями, является асимметричным. Они являются ахиральными и не содержат изомеров конфигурации.

Энантиомеры представляют собой стереоизомеры, которые являются зеркальными изображениями. Асимметричным является этот С-атом, присоединенный к четырем различным заместителям. Это относится к проекционным формулам Фишера. Углеродная тонна лежит в плоскости. Вот пример шаблона замещения, наиболее часто встречающегося в органических молекулах, расположенных в порядке приоритета. Определение абсолютной конфигурации энантиомеров, то есть фактическое существующее пространственное распределение заместителей, может быть выполнено с помощью рентгеновского анализа.

Глубинно-пространственная композиция. Характер: развитие в глубину и восприятие изнутри. Степень открытости. Внешнее и внутреннее пространство. Планировка. Промежуточное членение. Графическо-пластическое моделирование.

Материал – натуральность, декоративность, однородность.

Нюанс - контраст

Характер пар средств гармонизации. Степень сходства и различия элементов композиции. Тождество и аналогия элементов.

Поляриметр показывает, где соединение вращается, но не указывает, какой из энантиомеров это. Все это задается уравнением. Так как два энантиомера имеют одинаковые, но разные вращения, смесь равных количеств этих энантиомеров, называемых рацемической смесью, имеет определенное вращение, равное нулю, то есть смесь является оптически неактивной. Химические свойства энантиомеров также одинаковы. В этом случае энантиомеры обладают стереоспецифичностью. Существуют различные способы отделения энантиомеров от рацемической смеси.

Химические методы - на основе различной реакционной способности энантиомеров к оптически активным веществам. Принципы методов состоят в следующем. Опять же, мы вернемся к вопросу: «Какое условие необходимо и достаточно для энантиомерной активности, то есть оптической активности?» Ответ заключается в том, что оптическая активность возможна только тогда, когда соединение является хиральным и конфигурационно стабильным. Таким образом, хиральность является достаточным условием появления оптической активности.

Характеристика ньюанса. Слабое различие элементов композиции.

Характеристика контраста. Резкое различие элементов композиции. Полярность – полное различие элементов по всем их композиционным свойствам.

Статика – динамика

Зрительно и физически статичные формы. Стабильные: квадрат, прямоугольник, параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамида с квадратным основанием. Монументальный характер композиции из статичных форм.

Физически статичные, но зрительно динамичные формы. Впечатление неуравновешенности.

Зрительно статичные, но физически частично динамичные формы. Устойчивая основа, движущиеся элементы.

Зрительно и физически полностью динамичные формы.

Симметрия – асимметрия.

Расположение элементов композиции вокруг главной оси.

Виды симметричной композиции: зеркальная, осевая и винтовая.

Композиция с симметрией и асимметрией. Несколько осей композиции, расположенных в разных координатных направлениях.

Метр – Ритм

Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Такт, ритм, чередование, ясность, монотонность.

Ритм – усложнённый порядок чередования элементов композиции. Неравномерность изменения свойств элементов композиции. Свободное и строгое расположение элементов. Изменение величины элементов. Изменение интервалов между элементами. Сложный и простой ритмы. Развитие ритма в различных координатных направлениях. Ритмическая партитура композиции.

Студент должен понимать, что это не вообще творческое задание, а нужно дать чёткий практический ответ на заданную композиционную тему.

В работе исключаются слишком сложные по содержанию и форме, многоэлементные композиции. Это связано с тем, что студент должен не отвлекаться от решения простых учебных формальных задач, которые перед ним ставятся.

Таким образом, происходит освоение того, что лучше усваивается студентами. Эта учебная работа отличается от студийного творчества тем, что направлена на решение не сразу всех композиционных задач, а только отдельных и простых.

Вместе с тем – это живое композиционное творчество, позволяющее уже на этом этапе выразить индивидуальный вкус и эстетические предпочтения студента.

Одна из задач, стоящая перед студентом – раскрытие закономерностей и правил в восприятии композиции, которые служат ориентирами для построения любой композиции не исключающей художественное творчество и выражение собственной индивидуальности и стиля.


4 АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ «КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ (ЗАКОНЫ)»

Алгоритм выполнения курсового проекта:

1. Сбор тематического материала для раскрытия темы, аналогов.

2. Изучение материала, осмысление, систематизирование

3. Подбор материала по описанию способов и техник рисование акварелью

4. Подбор материала по описанию различных способов и техник графики

5. Описание манеры подачи, выбранной для выполнения курсового проекта;

6. Каждый эскиз поясняется текстом

7. Подготовить планшет,(40х60). Натянуть бумагу - ГОСТзнак

8. Провести компоновку на планшете

9. Выполнить проект на планшете

10. Пояснительная записка

· Титульный лист

· Введение - краткое изложение поставленных целей и задач;

· Раскрытие темы – описание закона, пояснение с приведением примеров

· Описание различных способов и техник графики и рисования акварелью

· Вставить эскизы выполненные в выбранной технике

· Заключение – достигнуты ли поставленные цели

· Глоссарий

· Список литературы

Перечень изображений, размещаемых на формате:

1. Размещение оригинала изображения по утвержденной компоновке формата

2. Выполнение копии в технике акварель оригинала изображения

3. Преобразование объекта на изображении в геометризированную фигуру во фронтальном виде для доказательства закона композиции

4. Выполнение обратного закона композиции в той же последовательности

5. Выполнение копии изображения в одной из техник графики

6. Выполнение копии изображения в технике гризайль

Работа над указанными заданиями должна носить поисково-творческий характер. Она не должна сводиться к прямому раскрытию выявленных в образцах типов-схем композиционного решения. Необходимо создание оригинальных композиций. Выполнению такой учебно-творческой работы способствует широкой использование самых разных средств и приемов построения композиции, но в строгих рамках решения отдельных композиционно-художественных задач. Только при таком использовании действительно развивается композиционное мышление и художественный вкус учащихся. Однако формальные композиции не должны быть усложнены настолько, чтобы отвлекать внимание студентов от сути их построения.

1. Разработка сценария для курсового проектирования, определение со стилевым направлением оформления курсового проекта;

2. Работа с литературой: поиск аналогов, подбор дополнительной литературы по рисунку и композиции и оформлению интерьеров;

3. Анализ и систематизация собранного материала;

4. Разработка материалов, фактур, покрытий для достижения поставленной цели;

5. Разработка цветового решения в композиции;

6. Оформление альбома работ по курсовому проекту;

7. Защита курсового проекта.


5 РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СО СТИЛЕВЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Разработка сценария для курсового проекта необходима для того, чтобы определиться с количеством рисунков для достижения раскрытия задания и компоновки планшета курсового проекта. Именно от этого зависит дальнейший смысл всего проектирования, так как, например, от количества рисунков, техник выполнения и цветового решения будет зависеть компоновка на планшете и последовательность подачи материала. Разработка сценария ведет к осмыслению всего проекта, представлению его в объемно-пространственном решении задолго до воплощения проекта в жизнь.

Что касается определения выбора техник подачи изображения, это также крайне важный момент перед началом собственно проектирования. Так как выбранная техника должна помочь раскрыть заданную тему, по-своему диктует композиционные условия, условия объемно-пространственного решения, цветового и т.д.


6 РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ: ПОИСК АНАЛОГОВ, ПОДБОР ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РИСУНКУ И КОМПОЗИЦИИ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА

Смысл поиска аналогов и технологий работы акварелью, различные виды график,а также готовых изображений картин художников заключается в том, что на данных примерах можно определиться как с видовой точкой будущего собственного изображения композиции, так и с наполнением различных способов выполнения работы для достижения поставленной цели. Также сбор аналогов необходим для пополнения приложения в пояснительной записке.

Для поиска необходимой информации можно подобрать несколько типов источников: специализированная литература; специализированные журналы и источники по рисунку и композиции; специализированная литература по отделочным материалам и фактурам материалов для интерьерных решений.

Сбор аналогов и нормативной документации необходимо иметь в распечатанном варианте, на формате А4.


7 АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СОБРАННОГО МАТЕРИАЛА

Систематизацию собранного материала необходимо производить для того, чтобы при необходимости воспользоваться информацией для разработки того или иного пункта проектирования.

Систематизировать собранный материал необходимо следующим образом: распределить по разделам весь материал, разложить по файлам каждый из разделов материала и поместить в папку с файлами. В эту же папку будут вкладываться все последующие найденные материалы. Также в данную папку необходимо будет внести дополнительный раздел по разработке того или иного пункта проектирования, и, вкладывать в распечатанном виде все проектные решения для проведения консультаций.


8 РАЗРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ, ФАКТУР, ПОКРЫТИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ

Подбор материалов, фактур, покрытий необходимо выполнять в соответствии с заявленным стилевым направлением выполнения курсового проекта. Таким образом, крайне важно соблюдать цветовые параметры оформления рисунка. Что касается фактур поверхностей объектов используемых в композиции, то в этом вопросе также необходимо преследовать стилистическую идею композиции. К примеру, в композициях можно использовать гладкие поверхности дерева, покраски, керамических глазурованных кирпичей и т.д. также можно использовать текстуры натуральных материалов камня, кирпича, старой древесины. Что касается текстур, то их необходимо продумать на каменных поверхностях, старой древесины

Рисунок 28- Фактуры камня, дерева, воды

9 РАЗРАБОТКА ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ В КОМПОЗИЦИИ

Разработка цветового решения должна опираться на предыдущие выполненные задания согласно алгоритму, а также должна соответствовать композиционному решению задания. Запроектированный цвет должен быть проработан детально, на декоративных элементах интерьера, представленных рисунков.

На сдачу необходимо выполнить цветовую шкалу на каждую представленную композицию. Цветовая шкала представляет собой линейку, разделенную на определенное количество квадратов или прямоугольников. В них должно быть представлено цветовое решение материалов.


Рисунок 29- Пример цветовой палитры


Рисунок 30- Пример цветовой шкалы фактур используемых в представленных композициях.

10 ОФОРМЛЕНИЕ АЛЬБОМА РАБОТ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ

Оформление работ выполняется в виде альбома с подшитыми листами каждого раздела выполненного проекта. Помимо всех выполненных чертежей необходимо подшить к листам титульный лист формата А4, где должно быть указано: наименование учебного заведения, вид работы (курсовой проект), наименование дисциплины, тема курсовой работы, ФИО студента, ФИО преподавателя, город, год.

Все эскизы по алгоритму выполнения курсового проекта должны быть оформлены в рамку и иметь архитектурный штамп.


11 ЗАЩИТА КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Защита курсового проекта проводится в виде представления студентов своей работы, рассказе о ходе выполнения и устных ответов на вопросы.

Алгоритм защиты курсового проекта:

1. Название темы курсового проекта;

2. Описание стилистического направления, выбранного для выполнения курсового проекта;

3. Доказательство законов композиции представленных в курсовом проекте;

4. Описание основных художественных техник, используемые для раскрытия темы;

5. Описание объемно-планировочного решения;

6. Описание цветового, светового и пр. решения;

7. Заключение

Основные средства выражения художественного образа: форма, цвет, фактура;

Законы композиции и восприятия формы на плоскости и в пространстве: равновесие, единство и соподчинение, композиционный центр;

Средства гармонизации композиции: ритм, контраст, ньюанс, тождество, пропорции, масштаб;

Виды композиции: фронтальная, объёмная, глубинно- пространственная

Знать и ориентироваться в специальной литературе, как по профилю своего вида искусства, так и смежных областях художественного творчества;

Обладать знаниями основных закономерностей развития композиционных приёмов;

Знать и понимать специфику выразительных средств различных видов композиции;

Разрабатывать композиционную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению поставленной задачи;

Использовать возможные композиционные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем;

Разрабатывать комплекс функциональных, композиционных решений от простых к сложным;

Применять полученные знания композиционных закономерностей

при создании композиции

Выполнять поисковые эскизы композиционных решений

Создавать художественный визуальный образ

Владеть практическими навыками различных видов изобразительного искусства.

Владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта;

Владеть принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка;

Разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи;

Возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем;

Разрабатывать комплекс функциональных, композиционных решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. С,Ф, Бойцов

2. «Комбинаторные идеи в дизайне» ТЭ 1983 №1

3. С,И,Борисов

4. «О некоторых вопросах теории композиции промышленных изделий»

5. Вакс и др. М. МАрхИ 1977»

6. «Основы композиции» ТЭ 1966 2

7. Волкотруб И.О.

8. «Основы комбинаторики в худ. конструировании «Кир» 1986»

ДОСТИЖЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ В КОМПОЗИЦИИ

Асимметрия композиции


Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными для всех тех, кто занимается творчеством. В любом виде искусства для создания художественного образа гармонии, архитекторы, живописцы, скульпторы, художники-конструкторы, дизайнеры используют способ достижения единства и выразительности - принцип симметрии. В искусстве симметрия усвоена симметрично устроенными формами: элементы композиции расположены ровно, без особого отклонения от вертикали либо горизонтали.

Что бы говорить об асимметрии, необходимо узнать, что такое симметрия.

Симметрия - одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии. Она относится к числу наиболее сильных средств организации формы. Симметричность строения воспринимающих органов является одной из причин ее активного воздействия на восприятие. Простейший вид симметрии - зеркальная симметрия, симметрия левого и правого. В этом случае одна половина формы является как бы зеркальным отражением другой. Воображаемая плоскость, делящая форму на две равные части, называется плоскостью симметрии.

Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей. Каждая деталь в симметричной системе существует как двойник своей обязательной паре, расположенной по другую сторону оси, и благодаря этому она может рассматриваться лишь как часть целого. Значение общего здесь снижает действенность отдельных элементов.

С точки зрения математических понятий асимметрия - лишь отсутствие симметрии. Если композиция построена асимметрично, то она, как правило, не симметрична, и, наоборот, если композиция симметрична, то она, как правило, не асимметрична. Это вполне доказывает, что симметрия и асимметрия являются взаимно обусловленными правилами композиции.

Асимметрия (от древнегреческого asymmetria - несоразмерность) по структуре своей противоположна явлению симметрии. Если симметричное расположение изображаемых предметов в живописи, рисунке, декоративном панно, фреске, плакате, в барельефе, скульптурной группе создает впечатление композиционного равновесия и порою почти зеркальной схожести левой и правой частей произведения, то в асимметричной композиции равновесие достигается введением пространственных пауз между предметами, которые при этом либо приближаются друг к другу, либо отдаляются. Равновесие достигается и через противопоставление больших и малых форм, контрастов темного и светлого, яркого и приглушенного по цвету.

В асимметричной децентрализованной композиции иногда равновесие сознательно ослабляется или даже совсем отсутствует, например в тех случаях, когда смысловой центр находится ближе к одной из сторон композиции, а другая ее часть менее загружена. Если сюжет раскрывается через контрасты положений, контрасты социальные и психологические, характеризующие главного героя или группировки фигур, расположенных друг от друга на расстоянии, то внешне кажется, что они расчленяют композицию по принципу симметрии. На самом же деле двучастное противопоставление образует единство противоположностей, которое придает равновесие композиции.

Примерами асимметричного построения с достижением равновесия композиции могут служить такие полотна, как "Последний день Помпеи" К.П. Брюллова, "На старом уральском заводе" Б.В. Иогансона, "Раздолье" А.А. Дейнеки и многие, многие другие.


"Раздолье" А.А. Дейнека


На картине "Раздолье" изображены девушки-спортсменки, бегущие снизу, от реки, вверх, по крутому высокому берегу. На втором и дальних планах открываются широкие дали пейзажа средней полосы России. Стремительный порыв, объединяющий бегущих девушек, создает впечатление ритма и динамичности композиции. Степень интенсивности движения нарастает из глубины и наиболее активно проявляется на переднем плане. Бесспорно, что композиция не симметричная. Чередование же светлых фигур с элементами пейзажа уравновешивает динамичную композицию, воспринимаемую цельным и ритмичным произведением.


"На старом уральском заводе" Б.В. Иогансон "Последний день Помпеи" К.П. Брюллов


Асимметрия это один из способов достижения равновесия. Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции и часто при этом руководствуются интуитивным чувством равновесия. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы.

В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.

Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он попросту перевесит меньший.

Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится:

Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру:

Асимметричная композиция может складываться из симметричных частей, связи между которыми не подчиняются закономерностям симметрии. Такой характер имеют и многие природные формы - симметрии подчинены части, целое асимметрично (пример - листья и дерево в целом). Асимметричные композиции в процессе развития возникли как воплощение сложных сочетаний жизненных процессов и условий окружающей среды. Конкретные формы таких композиций вырастают как результат неповторимого сочетания факторов. Асимметрия поэтому индивидуальна, в то время как в самом принципе симметрии заложена общность, признак, связывающий все сооружения, имеющие симметрию данного типа. Соподчиненность частей - основное средство объединения асимметричной композиции.

Заключение


Асимметрия в искусстве как художественный приём, вносящий в композицию разнообразие и динамику, характерна для искусства барокко, рококо, романтизма; в китайском, японском, корейском искусстве и в живописи импрессионизма. Асимметрия композиции создаёт эффект непринуждённости, естественной случайности (импрессионизм), а в искусстве стиля "модерн" усиливает элементы непринуждённости, естественной случайности, гротескность и причудливость образа.

error: