Подробный распорядок дня. Лучший распорядок дня, иначе идеальный распорядок дня предлагаемый вам. Выводы и рекомендации. Как составить свой распорядок для здорового образа жизни

“Успех- это возможность просыпаться утром и засыпать вечером, успевая делать между этими двумя событиями то, что тебе по- настоящему нравится .”

Боб Дилан

В этой статье, мы расскажем вам о том, каков распорядок дня значительно приблизит вас к тому, чтобы стать или утвердится в позиции успешного человека.

Успешный человек всегда востребован. Он ценится за его ум, проникновенность, умение решать разнообразные задачи в краткий период времени. Соответственно, этот человек вынужден иметь очень плотный график каждого рабочего дня, а значит систематизировать решение повседневных задач таким образом, чтобы успевать все.

В данной статье, мы рассмотрим стратегии и методики составления личного распорядка дня таким образом, чтобы повысить эффективность использования вами личного времени и постараться успевать выполнять максимально большой объем работы, без потери качественных показателей и увлечения процессом.

Эффективный сон

Первое и чуть ли не самое важное правило при составлении распорядка дня успешного человека - это режим сна. Зачастую люди сильно недооценивают важность сна, считая, что спать по 4-5 часов в день и выполнять, как им кажется, большие объемы работы, это единственно верный вариант. Позволю себе с этим не согласиться. Сон - это сложнейший процесс, который изучается множеством ученых со всего мира и потенциал которого не раскрыт до сих пор. Еще Леонардо да Винчи изучал вопрос эффективности сна. Существует мнение, что Леонардо спал около четырех часов в сутки на протяжении множества лет и чувствовал себя весьма бодро. Даже создавал шедевры, что останутся в истории на многие века.

Секрет правильного сна состоит в понимании функционирования своего организма. Наш сон поделен на множество циклов, которые заменяют друг друга по несколько раз за ночь. Так называемые фазы быстрого и медленного сна. В среднем, продолжительность может варьироваться в рамках полутора-двух часов в каждом цикле. Ваша задача спать таким образом, чтобы временные рамки сна отвечали кратности цикла. К примеру, если ваш цикл длится около часа, то спать лучше семь часов, чем семь с половиной.

Существует так же понятие полифазного сна. Люди, которые пошли по стопам Леонардо да Винчи,считают, что человеку вполне достаточно спать около четырех или шести часов. При этом существует несколько методик. Самой распространённой и близкой к «оригинальному» сну является СИЕСТА. В данном режиме вам рекомендуется спать около пяти часов ночью и около часа-полутора днем.

Вторым, ключевым этапом распорядка дня успешного человека, является правильный подход к планированию ваших дел на день. Существует даже целая наука под названием тайм-менеджмент, призвана помочь вам крайне эффективно расходовать собственное время, а значит выполнять гораздо большее количество задач, чем обычно, не теряя при этом качества выполненной работы. Такие ведущие специалисты по тайм-менеджменту как американец Стивен Кови или россиянин Глеб Архангельский, разработали несколько схожих систем планирования рабочего дня исходя из целей, общей загруженности и ритма жизни.

Эти системы, призваны упорядочить ваш график таким образом,чтобы все запланированные задачи были обязательно выполнены. Следует сказать, что это довольно непросто и вряд ли у кого-то получится моментально овладеть данными методиками. Но, практическое применение многими людьми, на протяжении не одного года, доказало прирост производительности в два а то и больше раз.

Авторы методик по тайм-менеджменту предлагают вам начать планирование дел утром и вечером. Вечером вы набрасываете примерный очерк предстоящих дел на следующий день. Это позволит избежать путаницы. Утром же займитесь уточнением нестабильных и не всегда зависящих от вас задач.

Прекрасным способом структурировать ваш личный распорядок дня является ведение ежедневника. Правильно составленный ежедневник, значительно улучшит вашу трудовую производительность. Ежедневник должен быть разделен по дням и по месяцам. Вам следует регулярно вносить информацию в ежедневник касательно ваших задач на день,которые будут четко разграничены по времени. Полезным будет разделение задач на гибкие и жесткие. Жесткие задачи должны быть выполнены в конкретное время, а гибкие не привязаны к определенным временным рамкам. Большинство задач, которые записаны в ежедневнике, должны вести к достижению глобальной цели месяца. Идеальное расписание дня, безусловно, зависит от структурирования. Не стоит забывать, что умение планировать свой день - это навык, которому необходимо научиться.

Физические нагрузки

Сложно переоценить важность присутствия разумных физических нагрузок в распорядке дня успешного человека. Физические нагрузки способствуют улучшению общего тонуса организма, увеличивают вашу выносливость, а значит и производительность. Людям, которые вынуждены вести сидячий образ жизни, исходя из их профессий (монотонная работа в офисе) умеренные физические нагрузки просто необходимы.

Помните, что в процессе эволюции, наш организм был сформирован таким образом, чтобы приспособится к выполнению разного вида работ. А это значит, что выполнения всевозможных упражнений организму так же необходимо, как и, к примеру, правильное питание. Это не значит, что вам нужно серьезно заниматься спортом, поднимать штангу далеко за сотню килограмм или пробегать стометровку как Усейн Болт. Достаточно правильной физкультуры, которая позволит держать организм в хорошей физической форме.

В наше время спорт начал активно популяризироваться, открывается множество тренажерных залов, все больше видов спорта становятся доступны. Плаванье, бег, теннис, тренажерный зал, фитнес - выберете то, что вам больше всего по душе и спустя какой-то месяц, занятия дадут ощутимые результаты и значительно скажутся на вашем самочувствии. Восхитительным выбором могут стать вело-нагрузки. Если же нет возможности ходить на специализированные занятия, то выделите время на комплекс простых разминочный упражнений. Это также пойдет вам на пользу. В распорядке дня успешного человека обязательно должно быть выделено время на физические нагрузки.

Хобби

Каждому человеку нужно время, которое он может потратить исключительно свое удовольствие, для себя и только. Человек существо хоть и глубоко социальное, но, тем не менее, нуждающееся в личном пространстве. Проводить немного времени наедине с собой, и при этом получить удовольствие вам помогут разнообразные хобби. У кого-то это игра на музыкальных инструментах, кто-то любит вышивку бисером, кто-то же находит себя в сочинении стихов. Ваше хобби обязательно должно иметь место в вашем распорядке дня. Полчаса или час времени, которые вы можете провести за вашим любимым занятием, безусловно, успокаивают, расслабляют, вызывают исключительно положительные эмоции и могут стать великолепным антидепрессантом.

Распорядок рабочего для успешного человека, должен содержать в себе все основные аспекты жизнедеятельности не только богатого, но и здорового человека. Правильное распределение всех дел на протяжении рабочего дня, может стать критерием успеха.

Мы приведем вам пример, как можно эффективно использовать собственное время:

06.30-7.00 . Большинство людей начинают свой день с пробуждение в именно это время. Это связано с общим установленным порядком рабочего дня. Открываются предприятия, начинает работать общественный транспорт в полную силу.

07.10 - выпейте стакан теплой воды. Теплая вода на голодный желудок помогает вашей системе пищеварения активизироваться и более легко перерабатывать и усваивать пищу.

07.10-07.25 - можете выделить это время для косметических процедур, дабы привести себя в порядок.

7.25-7.35 - выполните небольшую зарядку. Легкая физкультура позволит вам проснуться, взбодрится и привести организм в тонус.

7.35-7.45 - возьмите в руки ваш ежедневник и запишите распорядок дня на сегодня. Уточните время всех возможных встреч, а так же попытайтесь определить временные рамки выполнения иных задач.

07.45-07.55 - завтрак. Лучшим завтраком для вас может стать комбинирование белково-углеводной пищи. Таким образом, вы будете придерживаться режима правильного питания, что положительно скажется на вашем самочувствии.

Далее непосредственно организация рабочего процесса.

Выполняйте задачи, что вы поставили перед собой на день. Важно так же соблюдать режим отдыха. Самым эффективным, считаются перерывы на десять-пятнадцать минут, каждых полтора часа работы. Существенным условием качества вашего «мелкого» отдыха, может стать кратковременная перемена обстановки. К примеру, если вы работаете в офисе, то лучшим решением может стать прогулка по коридорам с чашечкой кофе. Или же кратковременное посещение улицы. Курение, кстати, тоже неплохо помогает отвлечься от рабочего процесса, но вред нивелирует этот положительный эффект.

12.00- 13.00 -обеденный перерыв. Используйте этот целый час времени с выгодой для вас. Сомневаюсь, что кто-то растягивает прием пищи на целый час, поэтому займите оставшееся время чем-нибудь полезным, к примеру, структурируйте поставленные задачи на остаток дня.

15.00-15.10 - легкий перекус.

18.00-19.30 - физические нагрузки. Время физических упражнений можно сдвигать в практически любую часть дня, исходя из вашего рабочего режима. Важным фактором, является привязанность времени физических нагрузок к режиму вашего питания. Перед тренировкой вам следует употребить немного углеводов, а после замечательно подойдет белковая пища.

20.00 -отличное время, что бы посвятить себя любимому хобби. Процесс настройки музыкального инструмента, или же просмотр любимого сериала, настроят вас на качественный отдых.

23.00-23.30 - оптимальное время для того что бы заснуть. Не забывайте, что сон имеет свою ценность, и ценность сна после 24 часа крайне мала.

Вот таким может быть распорядок дня успешного человека. Стоит заметить, что этот пример,вовсе не универсальное средство. Универсального распорядка дня не может быть фактически, поскольку каждый человек имеет собственный биоритм жизни. Каждый имеет свой объем задач. У кого-то больше, у кого-то меньше. Не всегда получится выделить время на спорт или хобби, исходя из различных соображений. Но все должны стремиться к тому, чтобы их распорядок дня, стал распорядком успешного человека. Важно учесть в своем распорядке дня все четыре аспекта жизнедеятельности приведенные выше. Это:

  • Эффективный сон.
  • Правильное планирование дел.
  • Физические нагрузки.
  • Хобби.

Это четыре основополагающих кита. Соблюдение все выше наведённых правил, может значительно улучшить качество вашей жизни, а значит и вероятность стать успешным, будет гораздо выше. Попробуйте и первые заметные результаты будут видны уже через несколько недель.

Вы чётко нацелились жить в соответствии с принципами ЗОЖ, но что-то пошло не так и вы увязли в путанице разрозненных знаний? Не так уж просто сразу разобраться, когда лучше посвящать время спорту, а когда стоит передохнуть. Как же построить правильный график питания в течение дня? Обо всем этом и о том, что такое распорядок дня для здорового образа жизни мы расскажем ниже.
Как выглядит здоровый человек? Он строен, подтянут, активен, глаза задорно блестят и выдают душевную гармонию. И главное – он . Ведь ничто так не влияет на наши жизненные достижения, как наличие внутренних сил для свершения ежедневных подвигов. А они бьют фонтаном только в крепком и закаленном организме. Как же стать здоровым человеком? Для этого стоит познакомиться с такими понятиями, как и распорядок дня.

Один из самых деятельных людей Илон Маск успевает переделать сумасшедшее количество дел за короткое время. О том, как ему это удается смотрите в видео:

Владимир Познер дает полезные советы по собственному опыту о том, как все успевать.

Режим дня является основой тайм-менеджмента. Ведущий специалист по тайм-менеджменту — Глеб Архангельский отдает распорядку дня решающее значение в управлении временем. Вот ссылка на его мастер-класс.

Режим дня как основа ЗОЖ

Что значит вести здоровый образ жизни? ЗОЖ состоит из нескольких важных компонентов:

  • правильное питание;
  • рациональный режим дня;
  • закаливание и
  • личная гигиена;
  • соблюдение психогигиены (умение справляться с негативными эмоциями);
  • планирование семьи и развитие сексуальной культуры;
  • укрепление здоровья и профилактические процедуры.

Большинство современных людей подвержены различным заболеваниям из-за несоблюдения правил ЗОЖ. Именно поэтому так важно придерживаться определенного списка мероприятий по здоровому образу жизни.

«Как смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни», — Л.Н. Толстой.

Существуют различные технологии и каналы формирования здорового образа жизни. Среди них:

  • социальный: СМИ, просветительские мероприятия в учебных учреждениях и на рабочих местах;
  • инфраструктурный: региональный и федеральный экологический контроль, профилактические учреждения;
  • личностный: стандартизация бытового уклада, система ценностей индивида.

Благодаря вышеперечисленным каналам, укрепление здоровья каждого отдельного человека становится проблемой государственного масштаба. Открываются и финансируются различные учреждения, готовые рассказать населению, что значит вести здоровый образ жизни: центры здоровья, исследовательские центры, институты пропаганды ЗОЖ. Именно в них разрабатываются новейшие технологии обучения здоровому образу жизни и навыкам его поддержания.

Если вы хотите узнать все про здоровый образ современной жизни из первых рук, то есть, от врачей и исследователей, то можете обратиться в ваши районные или городские учреждения. Они всегда рады новым слушателям и волонтёрам.

Формируем грамотный распорядок дня

Нет ничего важнее для здорового образа жизни, чем грамотный распорядок дня. Он позволяет соблюдать все аспекты ЗОЖ и рационально использовать своё время. План-расписание дня здорового образа жизни может выглядеть следующим образом.

1) 7:00 – подъем и утренние гигиенические процедуры

Просыпаться следует в хорошем расположении духа. Попробуйте каждое утро вставать с постели с улыбкой и позитивным настроем на день. После пробуждения желательно выпить стакан чистой воды комнатной температуры, это «включит» ваш в организм и ускорит метаболизм.

Врачи советуют чистить зубы до первого приёма пищи, чтобы бактерии, скопившиеся в ротовой полости, не попали в желудочно-кишечный тракт. О других рекомендациях специалистов читайте статье.

2) 7:30 – легкая зарядка

Приводит организм в тонус и заряжает энергией на весь день.

3) 8:00 – завтрак

Завтрак должен быть плотным и включать в себя белки и сложные углеводы. Идеальным вариантом станет яичница с кусочком цельнозернового хлеба. О правильном питании читайте в статье.

4) 9:00-10:00 – пик умственной активности

Это время оптимальнее всего будет посвятить деятельности, связанной с напряженной работой мозга, памятью и сообразительностью. Именно в эти часы такие задания выполняются эффективнее.

5) 12:00 – 14:00 – перерыв на полноценный отдых и обед

Самое время подкрепиться и дать мозгу отдохнуть от напряженной работы. Обед должен придать сил до самого ужина, поэтому он должен быть не менее плотным, чем завтрак. Например, можно запечь куриную грудку, дополнить ее отварным бурым рисом и свежими овощами. Такой рацион отлично насытит и благотворительно скажется за пищеварительной системе.

После обеда желательно совершить небольшую прогулку или хотя бы немного размяться, чтобы разогнать кровь по организму. Особенно, если у вас сидячая работа или учеба.

6) 14:00 – 16:00 – отличное время для рутинной работы, не требующей особых сил

В это время организм все еще занят перевариванием пищи, которую получил на обед. Все силы направлены на этот процесс, но никак не на умственный штурм для решения тяжелых задач.

7) 16:00 – 18:00 – еще один шанс ударно поработать

Идеальное время для мозговых этюдов. Еда переварена, все системы работают в штатном режиме, мозг готов выдавать незаурядные идеи. Чтобы привести умственные способности в пиковое состояние их можно потренировать. Умственные тренажеры помогут сосредоточиться и выдать максимальный результат. Эффективно применять эти упражнения регулярно для повышения умственных способностей.

8) 18:00-19:00 – самое время отужинать

Ужин должен быть легким и состоять из белков и клетчатки. Например, рыба на пару с гарниром из отварных овощей. Засыпать следует с небольшим чувством голода, чтобы не перегружать желудок.

9) 19:00-21:00 – время потренироваться

Что значит вести здоровый образ жизни? Не забывать о спорте, конечно.

Регулярно занимающийся спортом человек переносит жизненные проблемы почти в 3 раза легче, он на 20 % инициативнее в работе, творчестве, общественной жизни, у него выше общительность, он увереннее в себе и стремится добиться лучших результатов в любой сфере своей деятельности.

Для занятых людей – это идеальное время, которое можно посвятить спорту. Стоит подождать час-полтора после ужина, прогуляться на свежем воздухе или провести время с семьей, а затем отправиться на тренировку. Она может проходить как в фитнес-центре, так и на улице (если вы фанат бега, например). описаны основные правила при занятиях физкультурой.

10) 21:00-22:00 – время вечерних гигиенических процедур

Можно принять расслабляющую ванну с минеральными солями, провести свои собственные ритуалы красоты.

11) 22:00 – лучшее время отхода ко сну

В организме запускаются восстановительные системы, замедляется обмен веществ, тело переходит в состояние отдыха. Укрепление здоровья происходит в том числе и во сне.

Мобильные помощники

Даже современные технологии стоят на страже обучения здоровому образу жизни. О том, как стать здоровым человеком, нам расскажут такие приложения для здорового образа жизни: «Фитнес и правильное питание», «Шагомер», «Время пить воду», «Калькулятор калорий». Эти программы ЗОЖ помогут разработать свой собственный план мероприятий по укреплению организма. С помощью них можно составить рациональное меню на каждый день, посчитать все потребленные калории, чтобы не перебрать лишнего, а также напомнят, когда нужно выпить очередной стакан чистой воды, чтобы поддержать все обменные процессы в организме.

Помните, всего лишь придерживаясь нехитрого распорядка дня для здорового образа жизни, вы будете не только знать, как выглядит здоровый человек, но и станете им. А составленный план мероприятий по ЗОЖ поможет вам не свернуть с правильного пути.

Зачем нужен режим дня пенсионерам? Пожилые люди после выхода на заслуженный отдых не спешат каждый день на работу.

У них появляется много свободного времени для ухода за собой и поддержания порядка в доме.

Но, несмотря на открывшиеся возможности, многие пенсионеры расползаются морально и распускаются физически.

Зачем необходим режим дня в пожилом возрасте

Работа задает ритм жизни. На протяжении долгих лет все строится вокруг нее - планы на отпуск, одежда, прическа, время подъема и отхода ко сну, место проживания.

И когда человек остается без работы происходит потеря ориентиров, утрата целей. Долгожданный выход на пенсию может превратиться в затяжную или тоску.

И вместо наслаждения отдыхом пожилые люди зачастую чувствуют себя одинокими и брошенными.

Резкая смена образа жизни, снижение материальной обеспеченности, отсутствие постоянных контактов могут привести к затяжной депрессии.

Планирование деятельности поможет пережить острый период, и перестроиться на новые рельсы.

Режим дня для пожилого человека позволяет сохранить контроль за собственной жизнью и измениться согласно новым реалиям.

Планировать свой день надо так, чтобы нашлось время и для спорта, и для общения, и для отдыха.

Режим дня для пенсионера, советы специалиста:

Утром после подъема, лучше принять 1 стакан воды к которому добавить чайную ложку яблочного уксуса и чайную ложку меда. В преклонном возрасте нужно выпивать 1,5-2 литра воды в день.

Вода с уксусом и медом:

  • разжижает желчь:
  • снижает вероятность появления желчных камней;
  • улучшает обмен веществ;
  • способствует работоспособности клеток.

Другой вариант - утренний стакан подогретого молока с добавлением 1/2 чайной ложки питьевой соды. Этот состав повышает иммунитет, выводит из организма яды, снижает риски появления грибковых заболеваний.

День нужно начинать с гимнастики. Она пробуждает все органы тела, способствует подвижности позвоночника, выводит шлаки из организма. Зарядка должна быть легкой, чтобы не повредить суставы.

Правильное питание — важнейшая часть здорового образа жизни

Сделать наклоны, приседания, размять руки и шею. Физические упражнения лучше сочетать с самомассажем ног, шеи, спины. Для этого можно приобрести специальные приборы.

После - душ. В воде можно сделать еще несколько полезных упражнений:

  1. Налить в ванну воды немного выше щиколотки и сделать несколько шагов вперед-назад.
  2. Растереть тело массажной щеткой.
  3. Принять контрастный душ, чередуя горячую и холодную воду.

После душа походить 5 — 10 минут по квартире. Примерно за 20 минут перед завтраком следует принять витамины и микроэлементы, подобранные врачом.

Если пожилой человек страдает с давлением, сердцем или печенью можно посоветовать выпить кружку фиточая, а также БАДы.

Пожилому человеку нужно с особым вниманием относится к своему питанию. Еда должна включать салаты из овощей, молочные продукты, мясо рыбу. Лучше отказаться от фастфуда, жареной, острой и соленой пищи.

Правильно начатое утро даст заряд бодрости на весь день. План на следующий день лучше составлять заранее, тогда можно успеть многое. Дача, внуки, занятия, хобби - у пожилых людей бывает много интересов.

Но не нужно переутомляться. В середине дня следует дать себе небольшой отдых. Обедать и ужинать в установленное время. Между приемами пищи можно делать небольшие перекусы.

Перед сном полезны теплые ножные ванны. 15 – 20 минут в воде температурой 40 – 50 градусов улучшат кровообращение, повысят иммунитет. Во время сна органы лучше освобождаются от накопленных за день шлаков и токсинов.

Таблица оптимального режима дня для пожилого человека

Составим примерный режим дня пенсионера по часам в таблице.

Спать пожилому человеку необходимо примерно 8 часов. Например, ложиться в 22 часа, вставать в 6 часов утра. Иногда можно вздремнуть днем, примерно, полчаса после 16 часов.

8 часов утра – наилучшее время для завтрака. Завтрак должен быть легкий, потому что пищеварение работает еще слабо, и тяжелая пища перевариться как следует не сможет. 12 дня – лучшее время для обеда. Солнце в зените (максимально активное), а от него зависит сила пищеварения. С 11 утра до 14 дня постарайтесь пообедать.

Оптимальное время для занятий и творчества – с 9 до 11 часов. Умеренный уровень кортизола в это время, вырабатываемого надпочечниками, помогает мозгу активизироваться. Правило работает и для молодых людей и для пенсионеров. Это доказали ученые из университета Мичигана.

Но у пожилых людей скорость уменьшается к обеду, после этого эффективность работы снизится. В утренние часы специалисты советуют проводить занятия требующие концентрации внимания, например, посещение врача.

С 11 до 14 часов - время решения трудных задач. По мнению немецких специалистов к обеду снижается уровень гормона сна - мелатонина. В это время можно начать делать долгое и трудное задание или несколько последовательных задач из плана на день.

С 14 до 15 часов происходит отток крови от мозга, человека тянет в сон. Это время лучше посвятить отдыху - поспать, почитать, посмотреть телевизор или пообщаться в социальных сетях. Людям, страдающим высоким давлением, можно выпить чашку зеленого чая.

С 15 до 18 часов - время общения. Мозг уже достаточно устал, поэтому не нужно планировать на эти часы напряженную работу. Можно сделать небольшие физические упражнения.

Вечером определите время для прогулок. В организме повысится уровень серотонина. Ужин – не позже 19 часов. Солнце заходит, пищеварение слабеет, пища не должна быть тяжелой.

Заключение

Чтобы жизнь пожилого человека была качественной и без болезней, надо установить оптимальный распорядок дня и режим питания для пенсионеров.

Не всегда удается следовать выбранному для себя графику, но нужно пытаться быть дисциплинированным.

Видео: Режим дня для взрослого человека

Все конечно слышали про человеческие биоритмы, но, наверное, не все знают об их влиянии на человека. Великий ученый, физиолог Иван Петрович Павлов высказал утвердительную мысль о том, что «В жизни человека нет ничего более властного, чем ритм». И это действительно так, и это подтверждает такая наука как хронобиология. Это область биологии, которая изучает протекающие во времени процессы жизнедеятельности, об их ритмичности, а также изучает вопросы, связанные со здоровьем человека.

Она изучает биологические ритмы и их влияние на жизнедеятельность человека.

Ведь наши желания и возможности зависят от различных циклов – лунных, солнечных, годовых, месячных и суточных. Эти циклы определяют функционирование организма человека.

Можно ли использовать эти знания хронобиологии в нашей повседневной жизни?

Да, возможно, но не надо принуждать свой организм к непосильным работам и идущим в разрез существующим биоритмам.

Необходимо знать и понимать, что все ритмы подчиняются трехкратному циклу. Трижды в день наблюдается спад сил, и также трижды в день Ваши силы на подъеме.

Рассмотрим идеальный распорядок дня, основанный на биологических ритмах, который предлагают хронобиологи.

Ранее утро:

С 4 до 5 часов (время здесь и в дальнейшем будет указываться реальное, географическое), организм готовится к активной фазе жизнедеятельности.

К 5 часам утра начинает уменьшаться продукция мелатонина, повышается температура тела. Перед пробуждением, примерно около 5 часов по географическому, местному времени, в организме человека начинается подготовка к предстоящей активной деятельности — бодрствованию.

Около 6 часов утра — надпочечники начинают вырабатывать гормон «пробуждения» — кортизола.

Время от 5.00 до 6.00. Это лучшее время для того чтобы проснуться. Выделяется первая порция гормонов из надпочечников. Один из «главный» среди них, это адреналин. Этот гормон ускоряет пульс, а также кровообращение, повышает температуру тела и увеличивает артериальное давление. Человеческий организм подготовлен к новому дню.

Начиная с 7 и до 9 утра — подъём, утренняя гимнастика (зарядка), завтрак. Возможно, несколько сдвинуть эту часть утренних занятий, примерно так — 6.00 – 7.00. Утренняя зарядка, после которой желательно принять, если есть возможность, контрастный душ.

7.00 – 9.00. Время позавтракать. Ваш желудок настроен на прием пищи и ее переваривание, которое в это время будет наиболее эффективным.

Пикантное время 8.00 утра. Лучшее время для интимных занятий. Наиболее высокий уровень в крови половых гормонов.

С 9.00 до 11.00. У человека наблюдается высокая работоспособность, он быстро считает, хорошо работает в это время кратковременная память. Усвоение новой информации происходит лучше всего с утра, пока у Вас свежая голова. Это время строить планы, и как говориться «шевелить мозгами» то есть по пословице — «Утро вечера мудренее».

День, идеальный распорядок дня советует:

В период с 11.00 до 12.00. Организм в прекрасной форме, можно решать любые дела.

13.00 – 14.00. Время спада биоритмов. В это время лучше не работать. В это время лучшее всего сделать обеденный перерыв, это 13 часов плюс, минус один час (обеденный перерыв).

14.00 – 16.00. К нашему сожалению, такая практика у нас не предусмотрена, поэтому занимайтесь работой, не требующей больших умственных усилий.

С 15 — начинает активно работать долговременная память. Это время — вспомнить, а также запомнить информацию.

С 16.00 до 17.00. Время подъема энергетики. Чтобы быстрее взбодриться, можно выпить чашечку кофе или чая.

С 15 до 18 часов самое время для занятий спортом.

18.00. Физические возможности на высоте, мышцы тела готовы выполнить максимально возможную работу. Именно сейчас физкультура принесет больше всего Вам пользы.

С 16-19 — На подъеме уровень интеллектуальной активности. Возможно, заниматься домашними делами.

Время с 17.00 до 19.00. Время высокой активности мочевого пузыря и почек. Пейте как можно больше жидкости – она поможет очистить мочевыводящие пути. Не стоит есть в это время острое и соленое.

Вечер:

С 18.00 до 20.00. Это, пожалуй, лучшее время для проведения косметических процедур.

20.00 – 22.00. Время наиболее уязвимости нашей нервной системы. Эмоции — неустойчивы. Чувство одиночества.

21.00 – 23.00. И вот пора организму готовиться ко сну. Все процессы замедляются. Умственная и физическая активность идут на спад. Телевизор, книга, спокойная беседа, все это настроит Вас на ночной отдых.

Ночь, идеальный распорядок дня советует ночью – спать!

Время с 00.00 до 05.00. Организму требуется полный покой. Он регулирует обмен веществ. Бодрствование в это время – угрожает Вашей красоте и здоровью.

А вот уже и 02.00. Резко падает зрение. Опасное время для водителей, а также машинистов поездов, которые вынуждены находиться в пути.

Все эти простые рекомендации несложно выполнять. А самое главное, так это то, что Ваш организм быстро настроится под этот ритм. Ведь именно это ему и необходимо. Идеальный распорядок дня создаст Вам условия для гармонизации своей жизни, позволит добиться огромных успехов в работе, а также и в личной жизни.

Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.
От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Большую часть суток школьники находятся в семье. Поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и, руководствуясь ими, помочь своим детям в правильной организации распорядка дня.
Организм ребенка для своего роста и развития нуждается в определенных условиях, так как его жизнь находится в теснейшей связи с окружающей средой, в единстве с ней. Связь организма с внешней средой, приспособление его к условиям существования устанавливаются при помощи нервной системы, путем так называемых рефлексов, т. е. ответной реакции нервной системы организма на внешнее воздействие.
Внешняя среда включает в себя естественные факторы природы, такие, как свет, воздух, вода, и социально-бытовые факторы - жилище, питание, условия занятий в школе и дома, отдых.
Неблагоприятные изменения во внешней среде приводят к заболеваниям, отставанию физического развития, снижению работоспособности и успеваемости школьника. Родители должны правильно организовать условия, в которых школьник готовит домашние задания, отдыхает, питается, спит так, чтобы обеспечить наилучшее осуществление данной деятельности или отдыха.
В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима.
Режим дня школьника строится с учетом возрастных особенностей и прежде всего с учетом возрастных особенностей деятельности нервной системы. По мере роста и развития школьника совершенствуется его нервная система, повышается ее выносливость к большей нагрузке, организм привыкает к выполнению большей работы без утомления. Поэтому обычная для школьников среднего или старшего школьного возраста нагрузка является чрезмерной, непосильной для младших школьников.
В настоящей статье речь идет о режиме дня для здоровых школьников. У детей с ослабленным здоровьем, зараженных глистами, с туберкулезной интоксикацией, больных ревматизмом, а также у детей, выздоравливающих после таких инфекционных заболеваний, как корь, скарлатина, дифтерия, выносливость организма к обычной нагрузке снижена и поэтому режим дня должен быть несколько иным. При организации режима дня школьника важно обратиться за советом к школьному или участковому врачу. Врач, руководствуясь состоянием здоровья школьника, укажет на особенности необходимого для него режима.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

7.00 - Подъем (позднее пробуждение не даст ребенку время хорошо проснуться - может долго сохраняться сонливость)

7.00-7.30 - Утренняя зарядка (поможет легче перейти от сна к бодрствованию и зарядит энергией), водные процедуры, уборка постели, туалет

7.30 -7.50 - Утренний завтрак

7.50 - 8.20 - Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе

8.30 - 12.30 - Занятия в школе

12.30 - 13.00 - Дорога из школы или прогулка после занятий в школе

13.00 -13.30 - Обед (если по каким-то причинам вы исключаете горячие завтраки в школе, то ребенок обязательно должен ходить на обед, если он посещает группу продленного дня)

13.30 - 14.30 - Послеобеденный отдых или сон (современного ребенка сложно уложить спать после обеда, но спокойный отдых необходим)

14.30 - 16.00 - Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе

16.00 - 16.15 - Полдник

16.15 - 17.30 - Приготовление домашних заданий

17.30 - 19.00 - Прогулки на свежем воздухе

19.00 - 20.00 - Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, спокойные игры, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.)

20.30 - Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание)

Ребенок должен спать около 10 часов. Они должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20.30 - 21.00, а старшие - в 22.00, самое позднее - в 22.30.

Вы можете менять занятия местами. основываясь на предпочтениях и приоритетах вашего ребенка, главное сохранять чередование отдыха и труда.


Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики , которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Комплекс упражнений утренней гимнастики лучше всего согласовать с преподавателем физической культуры. По совету школьного врача в гимнастику включаются такие упражнения, которые исправляют нарушения осанки.
Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года - при открытом окне или на свежем воздухе. Тело по возможности должно быть обнажено (заниматься надо в трусиках и тапочках), чтобы организм одновременно получал воздушную ванну. Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, благотворно действуют на нервную систему.
После гимнастики проводятся водные процедуры в виде обтираний или обливаний. Начинать водные процедуры следует только после беседы со школьным врачом о состоянии здоровья школьника. Первые обтирания следует проводить водой температуры 30-28°, а через каждые 2-3 дня снижать температуру воды на 1° (не ниже 12-13°), при этом температура в комнате должна быть не ниже 15°. Постепенно от обтираний можно перейти к обливанию. Водные процедуры с постепенным снижением температуры воды повышают сопротивляемость организма к резким температурным колебаниям внешней среды. Следовательно, утренний туалет, кроме гигиенического значения, имеет и закаливающее действие, укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям. Весь утренний туалет должен занимать не более 30 минут. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.
Основным видом деятельности школьников является их учебная работа в школе и дома . Но для всестороннего развития детей очень важно также приучать их к физическому труду; работе в школьной мастерской, на производстве, в кружках «Умелые руки», в саду, огороде, помощи матери по хозяйству. При этом дети приобретают не только трудовые навыки, но и получают физическую закалку, укрепляют свое здоровье. Только правильное сочетание умственного и физического труда способствует гармоническому развитию школьника.
Для школьников младшего, среднего и старшего возраста, исходя из возрастных особенностей их центральной нервной системы, устанавливается определенная продолжительность учебных занятий в школе. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1 1/2-2 часа, средних классов - 2-3 часа, старших классов 3-4 часа.
При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали специальные исследования, дети все время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными; сколько-нибудь заметных признаков утомления не отмечается.
Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, в письменных работах они делают много ошибок.
Увеличение продолжительности приготовления учебных заданий часто зависит от того, что многие родители заставляют своих детей готовить домашние уроки тотчас по приходе из школы. В этих случаях школьник после умственного труда в школе, не успев еще отдохнуть, сразу получает новую нагрузку. В результате у него быстро появляется усталость, скорость выполнения заданий снижается, запоминание нового материала ухудшается и, чтобы хорошо подготовить все уроки, прилежный школьник сидит за ними многие часы.
Например, мать мальчика Вовы считает, что ее сын, который учится во 2-м классе первой смены, должен, придя из школы, поесть и выполнить задания на дом, а потом идти гулять. Вова К., очень аккуратный, исполнительный мальчик, по совету своей матери готовит задания сразу по приходе из школы, но с некоторых пор выполнять задания стало для него мукой, он сидит непрерывно но 3-4 часа, нервничает из-за того, что плохо усваивает учебный материал. Это сказалось и на здоровье, и на успеваемости. Мальчик похудел, побледнел, стал плохо спать, на уроках в школе стал рассеянным, успеваемость его снизилась.
Готовить уроки тотчас по приходе из школы нецелесообразно. Чтобы хорошо усваивать учебный материал, учащиеся должны отдохнуть. Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 2 1/2 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.
Учащимся, занимающимся в первую смену, начинать готовить домашние задания можно не раньше чем с 16-17 часов. Для учащихся второй смены на подготовку домашних заданий следует отвести время, начиная с 8-8 1/2 часов утра; нельзя допускать, чтобы они готовили уроки вечером после возвращения из школы, так как работоспособность к концу дня понижается.
При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.
Часто дети тратят много времени на приготовление домашних заданий потому, что родители не помогают им правильно организовать домашнюю работу, не создают для этой работы такие условия, которые позволяли бы сосредоточиться и работать без отвлечения внимания. Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате громко разговаривают, спорят, включено радио. Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма. В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребенка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы, он приучается отвлекаться во время работы посторонними делами. Бывает и так, что родители во время приготовления ребенком домашних заданий прерывают его, дают мелкие поручения: «поставь чайник», «открой «верь» и т. д. Это недопустимо. Надо создать для школьника спокойные условия занятий и требовать, чтобы он работал сосредоточенно и не засиживался за уроками больше положенного времени.
Каждый школьник нуждается в определенном, постоянном месте за общим или специальным столом для выполнения домашних уроков, так как в одной и той же постоянной обстановке быстрее сосредоточивается внимание на учебном материале, а следовательно, успешнее идет его усвоение. Рабочее место должно быть таким, чтобы школьник мог свободно расположиться со своими пособиями. Размеры стола и стула должны соответствовать росту учащегося, в противном случае происходит быстрое утомление мышц, ребенок не может сохранять правильную позу за столом во время выполнения заданий. Длительное сидение в неправильной позе влечет за собой искривление позвоночника, появление сутулости, впалой груди, неправильное развитие органов грудной клетки. Если у школьника есть специальный стол для занятий, то до 14-летнего возраста следует своевременно менять высоту стола и стула. Для учащихся ростом 120-129 см высота стола должна быть 56 см, а высота стула - 34 см, для учащихся ростом 130-139 см - высота стола 62 см, стула - 38 см.
При работе школьника за общим столом разница в высоте стола от пола и высоте стула от пола должна быть не более 27 см и не менее 21 см. Чтобы обеспечить такое положение младшим школьникам, можно положить на стул одну-две хорошо выстроганные доски, а под ноги подставить скамеечку для опоры. Родители должны следить за посадкой учащегося во время приготовления домашних уроков и при свободных занятиях. Правильная посадка школьника обеспечивает нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке хорошей осанки. При правильной посадке 2/3 бедра школьника помещаются на сиденье стула, ноги согнуты под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах и опираются о пол или скамеечку, оба предплечья свободно лежат на столе, плечи находятся на одном уровне. Между грудной клеткой и краем стола должно быть расстояние, равное ширине ладони школьника, расстояние от глаз до книги или тетради - не менее 30-35 см. Если высота стола и стула соответствует размерам тела учащегося, то, контролируя правильность посадки, можно легко приучить детей сидеть прямо.
Для роста и развития организма ребенка необходим чистый, свежий воздух. Большое значение он имеет для повышения умственной работоспособности, улучшения работы мозга и сохранения бодрости. Поэтому перед занятиями, а также во время 10-минутных перерывов нужно проветривать комнату, а в теплое время года следует заниматься при открытой форточке или при открытом окне. Другим важным условием для занятий является достаточное освещение рабочего места, как естественное, так и искусственное, так как выполнение домашних заданий (чтение, письмо) связано с большим напряжением зрения. Свет из окна или от лампы должен падать на учебники (тетради) слева от сидящего ученика, чтобы не падала тень от руки. На окне не должно быть высоких цветов и сплошной занавески, так как это ухудшает освещение рабочего места. При занятиях в условиях искусственного освещения стол необходимо дополнительно освещать настольной лампой, ставя ее спереди и слева. Электрическая лампа должна быть мощностью 75 ватт и закрыта абажуром для предупреждения попадания лучей света в глаза.
Выполнение всех перечисленных условий способствует сохранению высокой работоспособности.
Успешность приготовления домашних заданий и успешность занятий в школе зависят также от своевременности выполнения других элементов режима. Так, важным элементом режима дня школьника является отдых.
При длительной напряженной умственной работе утомляются, истощаются нервные клетки головного мозга , в работающих органах процессы распада веществ начинают преобладать над пополнением их, поэтому снижается работоспособность. Чтобы это не произошло, организму следует предоставлять своевременный отдых. Во время отдыха в тканях усиливаются процессы восстановления веществ, ликвидируются происшедшие сдвиги обмена и восстанавливается должная работоспособность. Особенно большое значение при умственном труде, в котором участвуют прежде всего клетки коры головного мозга, обладающие быстрой утомляемостью, имеет чередование умственного труда с другими видами деятельности.
Крупнейшим русским ученым И. М. Сеченовым было доказало, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим. При умственном труде возникает возбуждение в работающих клетках коры головного мозга; в то же время другие клетки коры головного мозга находятся в состоянии торможения - они отдыхают. Переход на другой вид деятельности, например движения, вызывает возникновение возбуждения в ранее неработавших клетках, а в работавших клетках возникает и усиливается тормозный процесс, во время которого клетки отдыхают, восстанавливаются.
Односторонняя умственная сидячая работа школьников не создает условий для полноценного физического развития и здоровья. Смена умственного труда физическим, в котором весь организм ребенка или его части вовлекаются в движение, способствует быстрому восстановлению работоспособности. Наилучшим активным отдыхом для школьника является подвижная деятельность, особенно на воздухе. Пребывание детей на открытом воздухе имеет большое оздоровительное значение. Свежий, чистый воздух укрепляет организм школьника, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции. Лучшими видами подвижной деятельности, быстро рассеивающими усталость и утомление, являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом. Такими движениями являются подвижные игры и спортивные развлечения (в теплое время года - игры с мячом, прыгалкой, городки и др.; зимой - катание на санках, коньках, ходьба на лыжах).
Как показывает опыт, при желании и настойчивости родителей почти в каждом дворе зимой можно залить каток, а летом организовать площадку для игр с мячом.
Родители должны поощрять желание школьников среднего и старшего возраста заниматься спортом в одной из спортивных секций при школах, домах пионеров или при юношеских спортивных школах. Эти занятия делают школьника крепким, выносливым и оказывают положительное влияние на его работоспособность и успеваемость.
Для подвижных игр на открытом воздухе учащимся первой смены нужно отводить время после обеда до начала приготовления домашних уроков, а учащимся второй смены - после приготовления домашних уроков до ухода в школу. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе, включая дорогу в школу и обратно, должна составлять для младших школьников не менее 3 - 3 1/2 часов, для старших - не менее 2 - 2 1/2 часов.
Подвижным играм, спортивным развлечениям на воздухе следует уделять больше времени в выходные дни, сочетая их с прогулками за город, в лес, с экскурсиями. Многие родители неправильно думают, что вместо игр на открытом воздухе детям лучше заняться чтением художественной литературы или выполнением работ по хозяйству. Им следует напомнить старое педагогическое правило: «Характер детей образуется не столько в классной комнате за партой, сколько на лужайке, в подвижных играх».
В режиме дня школьника следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности , такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1 - 1 1/2 часа, а старшим - 1 1/2 - 2 1/2 часа.
Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытье посуды; старшим - прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д.
Некоторые родители совсем не привлекают детей к работам по обслуживанию семьи и даже к обслуживанию самого себя (чистка ботинок, платья, уборка постели, пришивание воротничка, пуговиц и др.). Этим они долускают большую ошибку.
Так, мать двух школьников, несмотря на то, что они уже в 6-м классе, считает, что дети ее еще малы для работы по дому. Мать сама убирает квартиру, ходит за продуктами, моет посуду, не привлекая к этому детей. Раньше у детей появлялось желание сделать для дома что-нибудь самим, но во всем их предупреждала заботливая мать. А сейчас, подрастая, они предъявляют матери претензии: почему не так выглажена одежда, почему плохо убрано в комнате. Дети выросли эгоистами, людьми, не умеющими ничего делать. Такие родители забывают, что трудовая деятельность не только способствует правильному воспитанию ребенка и дисциплинирует его, она содействует улучшению его физического развития и здоровья. Каждого школьника надо приучать помогать семье и прививать любовь к труду.
Для правильного роста и развития ребенка необходимо достаточно калорийное питание , полноценное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.
Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время - через 3-4 часа (4-5 раз в сутки). У тех, кто ест всегда в определенное время, вырабатывается условный рефлекс на время, т. е. при приближении определенного часа появляется аппетит, начинается выделение пищеварительных соков, что облегчает переваривание пищи.
Беспорядочный прием пищи ведет к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит. Особенно портит аппетит беспорядочная еда сладостей и сахара.
Для иллюстрации можно привести пример со школьником. У него не было определенных часов для приемов пищи: в одни дни он обедал тотчас по приходе из школы, в другие дни, не пообедав, с куском хлеба выбегал на улицу, затем забегал домой то за конфетой, то за печеньем. Родители часто давали ему деньги на покупку мороженого, которое он съедал тут же на улице. Вернувшись с такого гуляния, мальчик не только забывал об обеде, но отказывался и от ужина. Мать мальчика, пытаясь найти причину потери аппетита у сына, ходила с ним от одного врача к другому, думая, что мальчик серьезно болен. Причина была одна: нерегулярное питание, беспорядочная еда сладостей. В этом случае достаточно было матери установить для мальчика точное время приемов пищи, как аппетит восстановился. Большое значение для возбуждения аппетита имеет обстановка, в которой происходит прием пищи. Вид стола с аккуратно расставленными тарелками и приборами, запах вкусно приготовленной пищи возбуждают аппетит, вызывая так называемую психическую фазу отделения пищеварительных соков.
Нужно приучить школьника мыть руки перед каждым приемом пищи, есть не спеша, не разговаривая, не читая во время еды. Регулярный прием полноценной пищи при соблюдении всех гигиенических правил является залогом здоровья.
День школьника должен завершаться вечерним туалетом и последующим сном . На вечерний туалет отводится не более 30 минут. За это время школьник должен привести в порядок школьную форму и обувь. Затем нужно умыться, почистить зубы, вымыть ноги водой комнатной температуры.
К вечеру, после напряженных часов бодрствования и восприятия множества раздражений из внешнего мира, в коре головного мозга быстрее возникает тормозной процесс, который легко распространяется на другие участки нервной системы, обусловливая сон.
Это торможение называют охранительным, так как оно охраняет нервную систему от чрезмерной работы, от истощения. Как уже говорилось, чем младше ребенок, тем его нервная система обладает меньшей выносливостью к внешним раздражителям и тем больше его потребность в сне.
Так, общая продолжительность сна для 7-летних школьников должна составлять 12 часов в сутки, кз которых один час лучше отводить на послеобеденный сон. Продолжительность сна для детей 8-9 лет составляет 10 1/2-11 часов, для 10-11 лет - 10 часов, для 12-15 лет - 9 часов и для учащихся старшего возраста - 9 - 8 1/2 часов. Ночной сон является продолжительным отдыхом, устраняющим то утомление, которое появляется к концу дня, и восстанавливающим силы организма. В нервных клетках под влиянием тормозного процесса усиливаются процессы восстановления. Клетки опять получают способность воспринимать раздражения из внешней среды и давать на них соответствующую реакцию. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности.
Школьника следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время вставать , тогда его нервная система приучается к определенному ритму работы и отдыха. Тогда школьник легко и быстро будет засыпать и легко и быстро пробуждаться в определенный час.
Учащиеся как первой, так и второй смены должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20 часов 30 минут - 21 час, а старшие - в 22 часа, самое позднее - в 22 часа 30 минут.
Полноценность сна определяется не только его продолжительностью, но и глубиной. Сон достаточной продолжительности, но не глубокий, со сновидениями, разговором во сне не дает полного отдыха. Чтобы сон ребенка был, глубоким, необходимо, чтобы перед сном школьник не занимался шумными играми, спорами, рассказами, вызывающими сильные переживания, так как это мешает быстрому засыпанию и нарушает глубину сна. Глубокому сну препятствуют также внешние раздражители: разговоры, свет и др.
Спать ребенок должен в отдельной кровати, соответствующей размерам его тела; это создает возможность в течение всего сна поддерживать мускулатуру тела в расслабленном состоянии.
Одним из основных условий сохранения глубины сна детей является сон в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха не выше 16-18°. Еще лучше приучить школьника спать при открытой форточке. В этом случае кровать должна стоять не ближе чем 2 м от окна, чтобы холодная струя воздуха не попадала на ребенка, или же надо завешивать форточку марлей.
Соблюдение всех этих условий способствует полноценному сну ребенка и полному восстановлению его сил к следующему трудовому дню.
При составлении распорядка дня школьника родители могут руководствоваться схемами режима дня. На основании этих схем режима дня каждый школьник с помощью родителей может составить распорядок своего дня, вывесить это расписание на видном месте и строго его придерживаться. Школьникам необходимо напомнить слова М. И. Калинина, который говорил, что надо так организовать свою учебу, свой день, чтобы успевать и отлично учиться и гулять, и играть, и заниматься физкультурой.
Особенно трудным и ответственным временем в жизни каждого школьника является период экзаменов , поэтому в этот период режим должен соблюдаться особенно четко. Ни в коем случае нельзя увеличивать часы занятий за счет сна и прогулок, нарушать режим питания, так как это ведет к утомлению и ослаблению нервной системы и всего организма. К сожалению, очень часто во время экзаменов школьники, особенно десятиклассники, нарушают режим и занимаются много часов подряд без отдыха и сна, думая, что это поможет им лучше подготовиться к экзаменам. Но они не правы - утомленный мозг плохо воспринимает и запоминает прочитанное и на усвоение того же материала приходится тратить больше времени, а результат получается плохой.
Так, например, девочка накануне экзамена, чувствуя, что мало времени остается для повторения пройденного материала, занималась до 2 часов ночи. В результате недосыпания нескольких часов утром болела голова, девочка стала очень раздражительна, волновалась, хотя и успела повторить весь материал. Во время экзамена она не могла вспомнить то, что хорошо знала. После этого случая школьница взяла за правило никогда не заниматься поздно и соблюдать режим труда и отдыха во время экзаменов.
Родители должны знать и внушить своим детям, что необходимо серьезно работать в течение года, тогда экзамены не будут трудны. А в период экзаменов родителям следует помочь детям в организации режима занятий, обеспечить тишину, правильное питание, своевременный сон.

error: